«Если бы Эйнштейн, Гете или Бетховен родились в каменном веке, то их образовательный уровень был бы не выше, чем у большинства людей того времени. Справедливо и обратное: если бы мне поручили воспитание и обучение ребенка из каменного века, то он был бы способен сыграть на скрипке сонату Бетховена не хуже, чем любой другой современный ребенок».
Синити Судзуки
Синити Судзуки (1898 – 1998) стал основателем нового движения в обучении игре на скрипке. Всемирно известный скрипач, участник квартета Судзуки, он на примере обучения игре на скрипке раскрыл принципы воспитания таланта в целом, и назвал свой метод «методом воспитания талантов». С. Судзуки создал в Японии Институт воспитания талантов.
Истоки таланта
Где-то в 1931 году, когда Судзуки был преподавателем по классу скрипки в Императорской консерватории, знакомый попросил научить его четырехлетнего сына играть на скрипке. Судзуки еще не знал, как и чему учить таких маленьких детей. У него просто не было опыта. Какая методика нужна четырехлетнему ребенку? Преподаватель думал об этом день и ночь. Ответ пришел сам собой, когда он сделал свое открытие: «Все японские дети говорят по-японски»!
Для него это было словно вспышка молнии посреди ночи. Раз они все так легко и свободно говорят на сложном японском языке, то в этом есть какой-то секрет, и он заключается в тренировке. Конечно, все дети в мире учатся на самом совершенном примере – языке матери. Но почему бы не применить этот метод и к другим областям знаний? Судзуки понял, что он сделал грандиозное открытие.
Если ребенок не знает арифметики, то это еще не говорит, о том, что у него интеллект ниже среднего. Ведь он же прекрасно разговаривает на таком сложном японском языке – или любом другом, который является для него родным. Разве это не должно заставить задуматься? По мнению доктора Судзуки, если ребенок не знает арифметики, то это свидетельствует не об уровне его интеллекта, а о том, что в системе образования что-то не в порядке. Просто его способности или талант не сумели, как следует раскрыть. Удивительно, что никто не додумался до этого раньше, хотя ситуация была совершенно очевидной на протяжении всей истории человечества.
«Когда меня попросили научить, четырехлетнего Тосию играть на скрипке, я задумался: каким образом это сделать? В конце концов, я понял, что метод, с помощью которого ребенок осваивает родной язык, содержит в себе все необходимое для этого».
Заронить семя способностей
Для того чтобы семя проросло, нужны время и условия…
Работая в Токийском отделении музыкальной школы Синагава, которую возглавлял господин Миядзава, Судзуки заметил небольшого попугая Пико, любимца всех детей. Когда супруги Миядзава купили эту птицу, они научили ее говорить по-японски: «Я Пико Миядзава, я Пико Миядзава». Позднее попугай кричал при встрече детям своим высоким голосом: «Пико – хорошая птичка, Пико хорошая птичка». Как рассказывал Миядзава, птицу надо учить говорить в самом раннем возрасте. Для этого поначалу требуется большое упорство, энергия и терпение. Чтобы попугай заговорил, ему надо постоянно повторять одно и то же слово. И в тот момент, когда вы уже пришли к выводу, что все бесполезно, когда вас охватывает отчаяние и вы готовы сдаться, вдруг приходит успех.
Сначала попугаю повторяли его имя по пятьдесят раз в день. Таким образом, за два месяца получилось три тысячи повторений. В конце концов, птица произнесла слово «Пико». Если бы не эта настойчивость, у попугая никогда не удалось бы обнаружить ни «таланта», ни «способностей». Результат может «созреть» лишь при ежедневной настойчивой тренировке. Роль стимуляторов играют подготовка, время и окружающая обстановка. Мы не можем увидеть семя, посаженное в землю, но мы знаем, что на него ежедневно воздействуют влага, температура и освещение. Постепенно в семени происходят незаметные для глаза изменения, и в один прекрасный день появляется росток. Не правда ли, ситуации очень похожи?
Терпение и повторение
Как только росток пробился, он начинает расти все быстрее и быстрее. После трех тысяч повторений, которые понадобились, чтобы попугай сказал: «Пико», его стали учить новому слову – «Миядзава». Теперь потребовалось всего двести раз повторить «Пико Миядзава», прежде чем попугай смог это произнести.
Вне всякого сомнения, точно так же дело обстоит и с людьми. Чему бы мы ни учились, дело поначалу идет медленно, пока не проклюнется первый росток успеха. На это требуется немало времени, но способности постепенно развиваются. Разве не так? Стоит только подумать, что надежды никакой нет, и опустить руки из-за отсутствия видимых результатов, и тут же все труды идут насмарку. Поэтому все дело в терпении и неустанном повторении. Если нам удалось этого добиться, мы увидим, что на базе одних умений быстро развиваются новые.
Немного позже Пико уже сам освоил еще несколько слов, научился кашлять, услышав как кашляет простуженный Миядзава. Как только дети в студии начинали петь песенку «Свети, свети звездочка», Пико подпевал им своим тонким голоском. Это лишний раз доказывает, что любую способность можно развить и что одна способность порождает другую, проросший побег со временем растет все быстрее.
Талант не наследуется
До сих пор многие люди полагают, что талант является врожденным и передается по наследству. Синити Судзуки убежден, что наследуются только физиологические особенности организма, с момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда.
Когда ребенок рождается, у него нет никаких талантов. Человек – это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Это совершенно отчетливо демонстрирует работа Фумио Киды «Детская психология». В ней доктор Кида рассказывает историю двух маленьких девочек, воспитанных волками.
Один священник в Индии обнаружил двух маленьких девочек, которые выросли среди волков. Одной из них было около двух лет, а другой примерно семь. Младшую назвали Амала, а старшую Камала. В отчете, который получили два профессора из Денвера из Йельского университета, содержались данные и фотографии по наблюдению за ними в течение девяти лет.
Голова, грудь и плечи обеих девочек были покрыты густой шерстью. Их глаза прекрасно видели в темноте, обоняние было чрезвычайно чувствительным. Бегали они на всех четырех конечностях, как собаки, причем настолько быстро, что людям тяжело было их догнать. Предметы они брали не руками, а зубами, коленные суставы были согнуты и полностью не распрямлялись. Камала по всем повадкам напоминала волка. Она была невосприимчива к перемене температуры и не потела. Когда было жарко, она высовывала язык и часто дышала, как собака. Голова была непропорционально большой, при малейшем звуке ее уши поднимались торчком, и она напрягалась всем телом. Днем она спала, но как только солнце садилось, переходила к активному состоянию. По ночам она, как и в то время когда жила среди волков, трижды принималась выть через равные промежутки времени – в десять часов, в час и в три. Она так и не избавилась от этой привычки вплоть до своей смерти.
Разве все это могло быть унаследовано?
Человеческое дитя, воспитанное волками, переняло и все их привычки. Чтобы выжить, человек автоматически приспосабливается к окружающей среде.
Все вышеперечисленные факты показывают, насколько важно воспитание детей в самом раннем возрасте. Мы должны серьезно задуматься над тем, как воспитывать и чему учить детей, как воздействовать на их разум и чувства, на их поведение.
Ученые приравняли Амалу и Камалу по уровню развития к идиотам. Но если учесть, насколько хорошо они адаптировались к своему, волчьему окружению и предположить, что на них с самого начала с такой же силой оказывала влияние цивилизованная человеческая среда, то можно было бы ожидать прекрасных результатов. Дети живут, видят и чувствуют в соответствии с окружением. Такой подход начисто игнорирует фактор наследственности, который люди упорно продолжают считать чрезвычайно важным.
Благоприятная среда – залог выдающихся способностей
Лишь хорошее окружение оказывает наибольший эффект на воспитание выдающихся способностей. Нельзя воспитать в ребенке качество, отсутствующее в окружающей культурной среде. Идея должной окружающей среды в методике Судзуки воплощается как тщательный подход к выбору учителя; наличие в кругу общения ребенка порядочных и благородных людей, ориентирующих еще невзрослого человека на нравственные образцы; активная нравственная позиция родителей в воспитании; чтение книг и мотивация желания ребенка раскрывать свои способности.
Дети по методу Судзуки начинают играть на скрипке в 3-4 года. При всем желании родителей, малыши такого возраста особого желания не испытывают. Скрипку ребенку сразу не дают, ее получает, как правило, мама. Сначала маму учат, как правильно сыграть простенькую пьесу, чтобы она могла учить ребенка в домашних условиях. Ребенку дают запись пьесы, которую он после будет разучивать. Основное место обучения ребенка – это семья. Пока кто-то из родителей не освоит простейших вещей на скрипке, дети вообще не берут инструмент в руки. Первая пьеса, которую ребенок сыграет, ежедневно проигрывается ему в записи, а в классе он наблюдает, как играют другие дети (и его мама). Тем самым создается подходящая обстановка, а мама тем временем и в классе и дома играет на предназначенной для ребенка маленькой скрипке. Очень скоро это приводит к тому, что ребенок забирает скрипку у матери со словами: «Я тоже хочу поиграть». Звуки инструмента и мелодия ему уже знакомы. Поскольку он видит, как радуются другие дети, играя на скрипке, ему тоже хочется присоединиться к этому веселью. Таким образом удается пробудить в нем желание.
Профессор Судзуки был духовным и нравственным человеком, воспитать такими же детей – это главное, к чему он стремился посредством игры на скрипке. Однажды на вопрос мамы ребенка: «Может ли мой мальчик стать хоть кем-нибудь?», он ответил, что кем-нибудь он никогда не станет. Учась играть на скрипке, он станет достойным человеком. Не стоит требовать от ребенка, чтобы он стал профессионалом и зарабатывал музыкой большие деньги. Человек с добрым и чистым сердцем всегда найдет свое счастье. Единственная забота родителей – воспитать ребенка честным человеком, чтобы у него были чистые помыслы и благородное сердце.
Как выработать новые качества
Поступок неотделим от мысли. Если люди умеют правильно рассуждать, у них уже есть необходимые способности. Чем образованнее человек, тем выше его способность мыслить конструктивно. Невозможно усовершенствоваться, если вы не можете мысленно контролировать свое поведение. Самоконтроль, не сопровождающийся изменениями в себе, подобен мысли, не подкрепленной делом.
О чем бы ни шла речь, прогресса можно добиться только путем приобретения новых навыков. А для этого недостаточно только думать. Навык приобретается лишь в результате постоянных повторений. Это золотое правило вы можете начать применять к себе прямо сейчас. Все, что вы хотите сделать, даже самую мелочь, надо делать немедленно. Беритесь за дело сразу же и без тени сомнений. Если это станет вашей внутренней потребностью, то невозможные вещи станут возможными и многие двери, которые раньше были для вас закрыты, откроются.
Старая поговорка «Терпение и труд все перетрут» не так проста, как кажется на первый взгляд, и не следует отмахиваться от нее под тем предлогом, что она ко мне, мол, не имеет отношения. Она касается всех нас.
Судзуки приводит простой пример, как научить музыкальному слуху ребенка, которому «медведь на ухо наступил». Большинство таких детей не могут правильно спеть четыре ноты гаммы – до, ре, ми, фа. То есть они уже приобрели привычку неправильно воспроизводить звук фа. Эту предварительно заложенную в них ошибку, как выяснил Синити Судзуки, исправить невозможно. Что же тогда можно сделать? Можно научить их новому фа. Если они заучили неправильное воспроизведение фа, прослушав этот звук пять тысяч раз, то надо научить их правильному фа, заставив их прослушать его шесть или семь тысяч раз. Поначалу никакого результата не видно, но когда ребенок прослушивает правильную ноту три, а затем четыре, пять и шесть тысяч раз, то правильное фа, услышанное шесть тысяч раз, начитает превалировать над неправильным, услышанным всего пять тысяч раз. У ребенка развивается новая функция. Теперь уже успех в ваших руках. Правильный звук фа становится для ребенка привычным и естественным, и в конце концов он начинает петь его как надо. В результате у ребенка появляется музыкальный слух. Для того, чтобы переучить, таким образом, шестилетнего ребенка, обычно, требуется шесть-семь месяцев.
Речь идет не об исправлении ошибки, а о создании нового умения, которое заменяет неправильное. Перевоспитание – вещь нелегкая, и здесь главное не исправление недостатков, а создание новых навыков.
Чтобы мысль об изменении себя была продуктивной, она должна немедленно сопровождаться соответствующим действием, чтобы приобрести новую привычку, которая будет более правильной, чем сформированная ранее. Если этого не сделать, то любой самоконтроль принесет пользы не больше, чем голая мысль.
Подлинное детское лицо
В Японии дети 3-4 лет на маленьких скрипочках со знанием и тонким пониманием дела исполняют музыку Баха и Моцарта. Через детскую скрипичную школу прошло более 200 тыс. детей. Подобного больше нет нигде в мире. В 1964 году Синити Судзуки с девятнадцатью детьми провел турне по 16-ти городам Америки. Детям было от пяти до тринадцати лет. Было дано 26 концертов и лекций. Дети, выступавшие на концертах, были отобраны не по музыкальным способностям, а исключительно исходя, из возможности уехать на длительное время из дома. Они играли без дирижера и без нот. Это стало оглушительной сенсацией.
Хотя около пяти процентов учеников Судзуки сделали успешную карьеру в музыке, профессор настаивает: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны».
Составитель: Лиходей Р.С.