14 апреля 2021

Алексей Алексеевич Леонтьев


Не прошло и двух лет после безвременной смерти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936—2004). Это произошло на пике его многогранной научной, преподавательской и организационной деятельности, в разгар целого ряда проектов, в которых он принимал деятельное участие. Очень трудно сейчас писать что-то вроде биографии — этот жанр предполагает определенность, завершенность и расставление точек, а до этого еще далеко. Даже все материалы, которыми мы располагаем, являются в основном частью живых проектов, а не «единиц хранения». Поэтому эта необходимая сейчас в год 70-летнего юбилея ученого публикация — лишь предварительный набросок того, что будет когда-то написано, не биография, а материалы к ней.

Алексей Алексеевич Леонтьев родился 14 января 1936 года в Москве. Его отцом был известный психолог А.Н. Леонтьев, о генеалогии и жизненном пути которого известно довольно много, во многом как раз благодаря научной биографии, написанной А.А.Леонтьевым и выпущенной к столетнему юбилею А.Н.Леонтьева1, и затем в расширенном виде вошедшей в большую книгу о нем2. Эта биография писалась в 2001-2003 годах и вобрала в себя многое из начатых и незавершенных собственных мемуаров Алексея Алексеевича. Сам он комментирует это так: «Может показаться что я слишком много и подробно о нем рассказываю. Но ведь именно и в первую очередь общение с ним сформировало меня самого и как личность, и как ученого!»3.

К рождению Алеши семья жила в небольшом деревянном доме на Большой Бронной, и состояла из Алексея Николаевича и его жены Маргариты Петровны (в девичестве — Лобковой), а также его родителей — Николая Владимировича, который после революции служил как финансовый работник в системе советского кинопроката, и Александры Алексеевны, происходившей из семьи волжских пароходчиков. Детство А.А.Леонтьева пришлось на предвоенные и военные годы. Среди своих первых воспоминаний он называет Д.Б. Эльконина (жившего некоторое время в семье Леонтьевых), разговоры с прохожими через низкое окно, «щели» — индивидуальные бомбоубежища, в которых прятались уже во время войны, цветные плакаты с изображениями наиболее распространенных немецких военных самолетов, дорогу в Ашхабад, куда эвакуировали Московский Университет, и жизнь там... К счастью, в семье никто не пострадал, и после войны они вернулись в тот же дом.

Еще до школы А.А.Леонтьев в группе нескольких детей занимался немецким языком, причем в качестве заданий давались, например, переводы стихов на немецкий. В сентябре 1944 года он пошел сразу во второй класс в 110-ю школу им. Ф. Нансена. В это же время по результатам психологического обследования он был назван вундеркиндом и даже внесен в специальный список. Свою школу он вспоминает как благополучную, но довольно обычную, вспоминает о стенгазетах, которые там издавал. Окончив ее в 1953 году с золотой медалью, А.А.Леонтьев уже знал, что хочет быть ученым, но с трудом принимал решение о факультете – думал и об истории, и об органической химии, и о языкознании, и о психологии. На последнюю поступать не решился – не хотел быть сыном заведующего отделением – и в итоге поступил на филологический факультет, романо-германское отделение. Воспоминания А.А.Леонтьева о студенческих годах опубликованы4. В эти годы студентами факультета были ставшие впоследствии знаменитыми А. Карельский, А. Зализняк, М. Гаспаров, М. Чудакова, С.Аверинцев и другие; преподавательский состав старшего поколения (С.М. Бонди, Н.К. Гудзий, С.И. Радциг, В.В. Виноградов и др.) был очень сильным. На третьем курсе А.А. Леонтьев возглавил лингвистическую секцию научного студенческого общества, где делал доклады, например, по суахили и языковой карте Африки, и организовывал другие обсуждения.

Университет он закончил в 1958 году. Его дипломная работа была посвящена дативу объекта в готском языке, и получила высокую оценку (а также легла в основу двух публикаций); именно благодаря ей А.А. Леонтьев, в виде исключения, был принят на работу в Институт языкознания АН СССР. Среди его первых публикаций много хроникальных заметок (за них платили), совместная с А.Н.Леонтьевым статья «О двояком аспекте языковых явлений», разнообразные словарные статьи и рецензии и работы по творческому наследию И.А. Бодуэна де Куртенэ. Кандидатская диссертация по филологическим наукам, которую А.А.Леонтьев «без отрыва от производства» подготовил и защитил в 1963 году, была посвящена общелингвистическим взглядам И.А. Бодуэна де Куртенэ. В ней особый акцент был сделан на вопросе о функционировании языка и о взаимодействии языкознания с психологией. А.А.Леонтьев также был инициатором первых книжных публикаций работ и самого Бодуэна де Куртенэ, и трудов его ученика Е.Д. Поливанова, и Л.П. Якубинского.

Работы А.А.Леонтьева этого времени довольно разнообразны (что, впрочем, отличало его всегда) – популярная книга «Возникновение и первоначальное развитие языка», словарные и аналитические статьи от историко-научных и методологических до таких тем, как красная строка, «префонологические тождества» или написание иностранных имен. Уже в 1968 году он защитил диссертацию на соискание степени доктора филологических наук по теме «Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности», причем еще до ее защиты у А.А.Леонтьева вышло 9 монографий на разные темы, многие из которых переиздаются и сейчас. Степень была нужна для того, чтобы иметь возможность собрать исследовательскую группу, и на следующий год, в 1969 году Группа психолингвистики и теории коммуникации Института языкознания АН СССР была создана. Эта группа динамично развивалась; в числе ее участников можно назвать Ю.А. Сорокина, А.М. Шахнаровича, Е.Ф. Тарасова, Н.В. Уфимцеву и других ведущих советских психолингвистов.

Именно с психолингвистикой чаще всего связывают имя А.А.Леонтьева, по праву считая его основателем этой дисциплины в СССР. Первую книгу на эту тему «Психолингвистика» он выпустил еще в 1967 году; после нее вышли «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» (1969), «Язык, речь и речевая деятельность» (1969), а в 1997 году вышло первое издание учебника «Основы психолингвистики», который менее чем за 10 лет переиздавался уже четырежды. Кстати, курс психолингвистики для психологов А.А.Леонтьев читал с 1967 года – с основания факультета психологии МГУ – и до конца своей жизни. Он читал многие курсы по самым разным дисциплинам, в том числе первые в стране курсы по пропаганде и речевому воздействию, по психологии общения и многие другие; разрабатывал и такие прикладные приложения, как психолингвистические проблемы криминалистики и судебной психологии или проблемы экспертизы текстов.

В то же самое время А.А.Леонтьев стал сотрудником образованного при МГУ Научно-методического центра русского языка; занимался и более общими вопросами психологии и методики преподавания иностранных языков. В течение нескольких лет он возглавлял интенсивное обучение иностранным языкам в СССР в качестве председателя Научно-методического совета по интенсивному обучению иностранным языкам при АПН СССР. Много лет руководил в Обществе «Знание» РСФСР Научно-методическим Советом по теории и методике лекционной пропаганды. С 1990 г. - генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. Руководил Экспертным советом по языковой политике в образовательных учреждениях при Министерстве образования РФ. С 1995 - член Совета по русскому языку при Президенте Российской федерации, а затем при Правительстве Российской федерации.

Проблематика психолингвистики и речевого общения, пограничная между языкознанием и психологией, привела его к углублению в чисто психологические проблемы, и в 1975 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по теме «Психология речевого общения». В том же году он покинул Институт языкознания и перешел во вновь образованный Институт русского языка им.А.С.Пушкина на должность заведующего кафедрой методики и психологии.

В 1986 году, вплотную занявшись проблемами преподавания иностранных языков в школе и вузе, А.А.Леонтьев переходит на должность профессора кафедры методики преподавания иностранных языков факультета иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В.И.Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). С этого времени вопросы образования, которыми он занимался с начала семидесятых годов, становятся для него одним из главных приоритетов, а лингвистические проблемы, напротив, отступают на задний план. А.А.Леонтьев был членом президиума правления Педагогического общества РСФСР, руководителем секции «Массовые коммуникации в обучении и воспитании». С 1988 до 1991 г. был членом Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» (заведовал там Лабораторией языкового образования), участвовал в подготовке многих документов по содержанию российского образования. С 1994 г. — ректор созданного им Института языков и культур им.Л.Н.Толстого. В 1992 году А.А.Леонтьев избирается действительным членом Российской академии образования (по Отделению психологии и возрастной физиологии), а в 1997 году — действительным членом Академии педагогических и социальных наук. С 1997 г. — научный руководитель Межрегиональной общественной организации «Школа 2000» (впоследствии — «Школа 2100»), разработки которой в настоящее время реализуются в виде учебников, программ, методических разработок в более чем 4000 школ России. С 2000 года сотрудничал также в Центре методологии вариативного образования РАО.

Многогранность научной работы А.А.Леонтьева продолжает поражать. В 1996 году список его научных работ включал почти 650 публикаций, пять лет спустя — более 800. Сейчас их около 900, в том числе около 30 книг. Помимо уже названных областей — общего языкознания, русистики, психолингвистики, психологии общения (в том числе педагогического общения), психологии и методики обучения иностранным языкам и педагогики, — он внес ощутимый вклад также в области сопоставительно-типологического языкознания, изучения языков тихоокеанского региона, психологии искусства, поэтики и теории поэтической речи, этнографии. В списке его публикаций научно-популярные брошюры, многочисленные словарные и энциклопедические статьи, даже стихи и поэтические переводы.

Последние годы жизни в центре интересов А.А.Леонтьева, наряду с педагогикой, оказываются вопросы общей психологии и методологии психологии. В 1998 году он принимает приглашение стать профессором факультета психологии МГУ, параллельно продолжая работать еще в нескольких местах. К тому времени относится и его фраза, ставшая пророческой: «Умирать надо профессором Московского университета». Время работы А.А.Леонтьева на факультете психологии МГУ совпало с периодом подготовки к празднованию 100-летнего юбилея его отца, А.Н.Леонтьева, активизацией работы по изучению его научного наследия и консолидации созданной А.Н.Леонтьевым научной школы психологии деятельности. А.А.Леонтьев стал главным вдохновителем осмысления методологии деятельностного подхода в психологии на современном этапе, прочитав ряд новых курсов, в том числе курс «Методологические основы психологии», и выпустив фундаментальную монографию «Деятельный ум» (2001). Он также внес неоценимый вклад в историческую реконструкцию теории деятельности, написав уже упомянутую научную биографию А.Н.Леонтьева и сделав многое для публикации его научного наследия, а также в сплочение научного направления, так организовав юбилейную конференцию, что после нее стали говорить о новом возрождении деятельностного подхода, а А.А.Леонтьев был безоговорочно признан лидером деятельностной школы.

Летом 2004 года он был, как всегда, полон идей, замыслов и проектов, главным из которых был университетский учебник «методологические основы психологии». Он сгорел буквально за несколько недель от не замеченной вовремя злокачественной опухоли. 12 августа 2004 года его не стало.

А.А.Леонтьева, Д.А.Леонтьев


1 Леонтьев А.А. Жизненный и творческий путь А.Н.Леонтьева. М.: Смысл, 2003.
2 Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., Соколова Е.Е. Алексей Николаевич Леонтьев: деятельность, сознание, личности. М.: Смысл, 2005.
3 Автобиографическая рукопись А.А.Леонтьева "Заметки рядового шестидесятника", с.15 (семейный архив)
4 Время, оставшееся с нами: Филологический факультет в 1953-1958 гг. Воспоминания выпускников. / ред. коллегия С.С. Ангелина и др. М.: МАКС Пресс, 2004.