Азербайджанский этнос (народ) исторически сложился на своей исконной Родине — в Азербайджане.
Формирование и развитие азербайджанского этноса представляет собой длительный многослойный и многоплановый процесс, происходивший на основе контактов и слияния различных племен. Среди них — те, что издревле населяли Азербайджан, и те, что появились здесь и были ассимилированы автохтонами. Как любой этнос, азербайджанцы прошли немалый и нелегкий путь, прежде чем сложились в единый азербайджанский тюркоязычный народ, населяющий ныне ту же самую землю, где жили его далекие предки, где около трех тысяч лет тому назад они создали первое свое государство — Маннейское царство, упоминаемое в Библии (Книга Иеремии, 51:27).
Азербайджан вместе с тем страна, в которой доныне живут представители разных этносов. Одни из них известны здесь уже много столетий, другие появились сравнительно недавно. Вместе с автохтонами этой земли они составляют единый многонациональный народ Азербайджана. Среди этих этносов — татары и русские, турки-месхетинцы (ахысха) и евреи, таты и лезгины аварцы и украинцы, курды и ряд других. Среди самих автохтонов сохранились малочисленные ныне этносы, участвовавшие в формировании азербайджанского народа крызы и будуги, хиналуги и ингилон. К ним относятся и удины (самоназвание — уди), происхождение и история которых вот уже почти 200 лет привлекает к себе внимание ученого мира, но одновременно будоражит ряд наших соседей и вместе с тем служит порой объектом политических и околонаучных спекуляций, призванных подкрепить их ложные притязания на прошлое и родную землю азербайджанцев.
Удины принадлежат к тем 26 албанским племенам, что являются создателями Албанского царства и относятся к числу предков современного азербайджанского народа. Научный мир впервые проявил к ним интерес в начале XIX в. С тех пор появилось более 150 работ по антропологии и языку, этнографии и истории, происхождению и культуре удин. Публикации позволяют однозначно констатировать, что удины принадлежат к древнейшим жителям Кавказа, говорят на своем языке, принадлежащем к кавказской языковой семье и известны только на территории и в истории Азербайджана.
Первые достоверные сведения об удинах появились 2.500 лет тому назад. О предках этого племени — утиях рассказывает в своей «Истории» древнегреческий автор V в. до н.э. Геродот. Они упомянуты в «Географии» древнегреческого писателя I в. до н.э. Страбона при описании Каспийского моря и Кавказской Албании. Впервые этнический термин удины появляется в «Естественной истории» римского автора I в. н.э. Плиния Старшего. В «Географии» древнегреческого писателя II в. н.э. Птолемея сообщается, что у Каспийского моря живут различные племена, в том числе — уды.
Наиболее подробные свидетельства об удинах содержатся в «Истории албан» местного автора Моисея Утийского, жившего в VIII в. и принадлежащего, по его собственным словам, к удинскому племени. Он же сообщает о мифическом родоначальнике 26 албанских племен — Аране: «От его (Арана) сына произошли племена Утийского, Гардманского, Цавдейского, Гаргарского княжеств».
История Албанского царства ныне хорошо известна. Оно было одним из долговечных в истории Кавказа: появившись в III в. до н.э., это государство непрерывно существовало до VII в. н.э. и включало как Северный Азербайджан (Кавказская Албания), так Южный Дагестан до Дербенда, прилегающие территории Грузии — Кахети/Эрети и ту часть Карабаха — Зангезур, что ныне в пределах Армении. Все эти земли составляли 11 албанских исторических областей: Чола, Лпиния, Камбисена, Эджери, ла, Шаки, Пайтакаран, Гардман, Арцах, Сюник, Ути. Государственным языком Албанского царства, как считают специалисты, был древнеудинский. Область Ути, заселенная утиями/удинами, была известна таким древнегреческим авторам как Отена и занимала территорию от Каспийского моря до Главного Кавказского хребта, по левобережью и правобережью Куры, вплоть до реки Алазань. В начале IV в. албаны, в их числе удины, приняли христианство от сирийских миссионеров, как и их соседи: армяне и грузины. Тогда сирийцы дали народам Закавказья библию на своем языке, открыли школы и вели обучение. В начале следующего столетия на основе древнеудинского языка были созданы албанский алфавит и письменность, появилась переводная и оригинальная литература. Стали известны албанские писатели и историки, поэты и риторы, правоведы и философы. До нас дошли некоторве из их творений: «Агуэнские каноны» V в., «Плач на смерть великого князя Гардманского Джаваншира» поэта Давдака (VII в.), «История албан» Моисея Утийского — его современника, «Албанская хроника» и «Судебник» Мхитара Гоша (XII в.), «История» Киракоса Гандзакского и «Каноны» Давида Гандзакского, живших в XIII в., а также эпиграфические памятники в Азербайджане и Южном Дагестане.
Удины, как и другие автохтоны Азербайджана, вели оседлый образ жизни, занимаясь многоотраслевым культурным земледелием, ремеслом и отгонным скотоводством, добычей полезных ископаемых. Еще в XIX в. они были известны своим хлебопашеством, шелководством, садоводством, огородничеством. Сеяли пшеницу, просо, ячмень. Пища удин разнообразна, включает мучные, молочные, мясные, растительные блюда. Стоит специально отметить кушанье хариса: это — разваренная до кашицеобразного состояния пшеница, густо заправленная сливочным маслом и кусочками мяса или птицы. Хариса — традиционная пища земледельцев, издревле известная в Передней Азии, в том числе у сирийцев, от которых под тем же названием, была заимствована удинами и их соседями.
Традиционная одежда удин — общекавказского типа. У мужчин — рубаха, длинные шаровары, архалук, чарыхи, башмаки, папаха. Женская одежда — яркие туникооб-разные рубахи, длинные шаровары, архалук, чарыхи, башмаки, и — обязательный пояс. Женский головной убор удинок — дагта, это — сложное «сооружение», состоящее из нескольких элементов и имеющее своеобразие. Сперва на голову возлагали круглую шапочку-тюбетейку гатар, поверх повязывали челебенд - два матерчатых треугольника, соединенные тесьмой, концы которой завязывали под подбородком. Это и был собственно дагта, поверх чего налагали белый треугольный платок йалыгат, затем небольшой платок тепелик, концы которого также закрепляли под подбородком. Поверх всего была чалма — динайа — большой черный платок.
Удины — красивого телосложения. Лицо чаще круглое, волосы — светлые или шатеновые. Они — долгожители, доживают до 80-100 и более лет. Удины гостеприимны, готовы помочь друг другу во всем, почтительны к старшим. В далеком прошлом для них была характерна большая семья, члены которой состояли между собой в близком родстве, жили компактно, по «семейным» кварталам. В каждом таком квартале имелся глава, обычно старший в большой семье, руководивший полевыми и садовыми работами, поливкой. Но уже в XIX в. для удин была характерна малая семья. Отец — глава и повелитель дома, которому повинуются беспрекословно все члены семьи.
Удннки отличаются доброй нравственностью. В прошлом они вели замкнутый образ жизни: лицо закрывали, ели отдельно от мужчин, с посторонними в разговор вступать не смели, без разрешения мужа жена не имела права выйти из дома.
Удинские дети большую часть времени проводили на воздухе: малыши за игрой, постарше — за работой (трудовое воспитание). Уход за детьми продолжался до 14-15 лет, затем они считались самостоятельными.
Удины рано вступали в брак: юноша в 16 лет, девушка в 13 лет. До сих пор придерживаются эндогамии: у удин предпочтительны браки в своей среде. Но одновременно соблюдается строжайший запрет на браки даже с дальними и некровными родственниками: не ближе седьмого колена. В прошлом основные свадебные церемонии начинались утром, и продолжались затем в узком кругу родственников в течение нескольких дней. Играли тар, кеманча, дэф, зурна, балабан. Гости веселились, пели, танцевали, затевали различные игры. Среди танцев — старинный азербайджанский свадебный — узундере, который переняли и соседние народы. У удин распространен издревле бытующий среди автохтонов Азербайджана групповой танец йаллы, фиксированный уже 10 тысяч лет тому назад на наскальных изображениях Кобыстана, близ Баку.
Пятница считалась счастливым днем: что ни начни тогда, все пойдет успешно. Распространены были разные поверья, гадания, магические действа. Большое влияние имели знахари, лечившие от сглаза и болезней. Удины поклонялись Луне, бывшей у албан главным божеством. Не случайно албанское/удинское название этого светила — Хаш они связывают с символом и названием креста: в удинском до сих пор сохраняется термин хашдесун в значении «креститься». Среди других объектов поклонения были Солнце, огонь, священные камни, деревья, ручьи, родники. Был распространен культ предков. Многие церемонии и календарь у удин связаны с земледелием, например, освящение виноградника. В удинской лексике до сего дня сохранились названия некоторых месяцев, бытовавшие в далеком прошлом и связанные с хозяйственной деятельностью: тулэ/туэн — виноградный, намоц/камоц — сырой, цилэ/шили — семенной, бокавон — палящий, йехнийа/ йехна — жатвенный, хабнийа/хибна — третий.
Удинский фольклор разнообразен: игры и развлечения, лирические и воинственные песни и танцы, сказки и легенды, пословицы и поговорки, мифы и предания — все они тесно связаны с образом жизни и трудовой деятельностью. Часть их сохранилась до наших дней, часть — известна по записям прошлого столетия. Даже после принятия христианства удины, как и другие албанские племена, не забыли свои прежние ритуалы, обычаи традиции, обряды и сочетали их с новой религией. Например, в доме, в очаге, по-прежнему днем и ночью горел негасимый огонь, что говорит о пережиточном сохранении зороастризма. Свои молитвы удины-христиане нередко обращают к Луне.
После арабского завоевания Азербайджана в VII в. и включения всей страны в состав Арабского халифата, подавляющая масса местного коренного населения, в том числе удины, приняли ислам. Но часть их сохранила прежнюю веру, вследствие чего в VII в., волею арабского халифа, оказалась включена в состав армяно-григорианской церкви, которая уже с VI в. предпринимала попытки подчинить себе автокефальную Албанскую церковь. Правда, и после VIII в. сохранились албанский католикос и его канцелярия, однако начался процесс активной деэтнизации и арменизации албан-христиан. В итоге, в зоне Нагорного Карабаха они полностью утратили свой язык и культуру, трансформировавшись в конфессиональных армян. В зоне Куткашена-Варташена (ныне Габала и Огуз) они, в том числе удины-христиане, сумели сохранить до наших дней свою самобытность и родной язык (правда, уже бесписьменный), хотя испытали сильное влияние чуждой им церкви. Часть же удин, переселившаяся из Варташена в Грузию в 1920-е годы, избежала этой трагедии, но должна была перейти в грузинское православие.
Кульминацией в судьбе удин-христиан после их передачи в лоно армянской церкви стал 1836 г., когда св. синод русской православной церкви и российское правительство постановили ликвидировать престол и канцелярию албанского католикоса.
В процессе многовекового формирования азербайджанского народа, особенно после распространения в Азербайджане ислама и одного из тюркских языков, автохтонные племена слились в единый этнос — азербайджанцев. Но удины-христиане до сих пор сохранились как малый этнос со своим языком, материальной и духовной культурой, этнопсихологией. И в XIX в., как ранее, они были известны только в Азербайджане, где проживали компактной массой в селах Нидж и Варташен, Мирзабейли и Варданлы, Султан-Нуха, Кирзан, Джоурлу и Малых, Енгикенд и ряде других. Сохраняя присущую им индивидуальность, удины-христиане тем не менее испытали на себе большое влияние азербайджанского мусульманского тюркоязычного окружения: в языке и быте, культуре и традициях, одежде и обрядах, пище и обычаях.
Таким образом, удины принадлежат к числу предков современного азербайджанского народа, известны только в его истории и на его земле. Удинский язык, входящий в кавказскую языковую семью, как и сами его носители, не имеет ничего общего с чем-либо армянским: ни исторически и этнически, ни культурно и территориально, ни как-либо иначе. Ни в прошлом, ни в настоящем удины не зафиксированы на территории, именуемой Арменией. Причисление удин, по незнанию или преднамеренно, к армянскому этносу, именование их «армянами» — историческое недоразумение, если не политическое или конфессиональное притязание.
Наиболее ранние достоверные сведения о численности удин относятся к последней четверти XIX в.: в 1880 г. в российской империи их было 10 тыс. В конце того столетия — 8 тыс., из коих в Нидже — 5 тыс., Варташене — 3 тыс., то есть все удины проживали в Азербайджане. В 1910 г. их зафиксировано 5.900. По всеобщим переписям населения: в 1897 г. - 4 тыс., 1926 г. ~ 2.500, 1939 г. — 3.700, 1979 г. — 7.000. Такой разброс в численности удин по годам, скорее всего, связан с тем, что этот малый этнос учитывали, как и другие, ему подобные, не по этнической принадлежности, а по иным параметрам: 1) в зависимости от поставленной власть предержащими цели или от успехов процесса деэтнизации; 2) по конфессии либо по месту расселения, по доминирующему там языку либо по заявленному в качестве родного; 3) по языку обучения или общения. Подобные «традиции» характерны были для всеобщих переписей населения как российских, так и всесоюзных, а также для национальной политики в отдельных республиках СССР: подобным путем завышалась численность доминирующей титульной нации. Вместе с тем следование таким «традициям» — результат упрощенчества в национальном строительстве и следствие великодержавного подхода к малым этносам со стороны этноса-гегемона.
На 1989 г. удин было в мире 8.652. Из них в Азербайджане — 6.125, в России — 1.102, Грузии — 793, Казахстане — 366, Украине — 109, Узбекистане — 46, Туркмении — 32, Таджикистане — 31, Молдавии — 16, Белоруссии — 15, Латвии — 15, Киргизии — 2. Все они — родом из Азербайджана, где до сих пор проживает подавляющее большинство удин. Причин тому несколько:
1) они принадлежат к коренным этносам этой земли;
2) здесь их историческая Родина и генетические корни;
3) нигде более в мире нет не только удинской общины, кроме как в Азербайджане, но и компактного расселения этого малого этноса, почему удинам не к кому присоединиться на новом месте ни по языку и по образу жизни, ни по культуре и этнопсихологии;
4) в Азербайджане они менее других малых этносов подвергались деэтнизации и ассимиляции.
В настоящее время удины компактно проживают в селе Нидж — 4.465 чел. и Огузе — 100 чел. Остальные места прежнего проживания в Азербайджане они покинули вследствие различных обстоятельств мирного и немирного характера. Произошло это в течение текущего столетия, интенсифицировавшись после начала перестройки в СССР, после начала Арменией необъявленной широкомасштабной войны против Азербайджанской Республики в 1988 г.