Иногда мы забываем, что самые личные наши отношения - это отношения с самим собой. Относитесь к себе хорошо; не будьте к себе слишком строги. Помните, что вы, как и все остальные, являетесь человеком особенным, неповторимым и заслуживаете уважения.
Нам всегда говорят: возлюби ближнего своего, как себя самого, и ударение всегда ставится на "возлюби ближнего своего". Но если мы должны возлюбить ближнего своего, то сначала должны научиться любить себя самого. Чем сильнее мы любим себя, тем больше сможем любить и других.
Придайте себе силы и уверенности, чтобы вы смогли стать более сильным, любящим и здоровым. Постоянно признавайте свою уникальность. Представляйте себя преуспевающим, любящим, открытым и свободным. Поработайте над своим имиджем и сделайте его сильным и уверенным. Вы должны себе нравиться. Вы должны любить себя. Вы должны стать самому себе хорошим другом.
Сам по себе гипноз не опасен, более того, погружение в гипнотический транс в ряде случаев полезно для здоровья как состояние, из которого организм извлекает совершенно определенную пользу.
Вопрос защиты встает лишь в случае, когда гипноз либо внушение применяются с целью причинить ущерб в том или ином виде.
Современная общедоступность информации вкупе с огромным объемом накопленных о гипнозе знаний - вот в чем лежит корень всей проблемы. Человек, овладевший этими знаниями пусть даже не в совершенстве, получает определенную власть. А нам уже известно, что использование психотехник может нанести серьезный вред не только общему психологическому благополучию, но и здоровью человека, психикой которого манипулируют.
Сегодня слишком часты случаи, когда для достижения своих целей люди используют психологические приемы.
Наиболее опасен гипнотический код, внедренный в подсознание жертвы - недаром так широко бытуют в народе понятия порчи и сглаза.
Можно ли уберечься от такого воздействия? И если можно, то как?
Простейший способ - избегать всякой возможности контактов с тем, кто может его оказать.
Поэтому надо знать, как это сделать эффективно.
Как показывает опыт, эффект дает такой комплекс работы над собой, который:
снизит вашу уязвимость;
позволит вовремя распознавать психическую агрессию;
даст способы ему противостоять.
Термин "психологическая защита" был порожден школой психоанализа, но давно вышел за рамки каких-либо теоретических систем.
Тем не менее, нельзя забывать, что открытие защитных действий как характерного аспекта человеческих взаимоотношений принадлежит "отцу психоанализа" - Зигмунду Фрейду.
В настоящее время вопросы психической защиты приобрели столь выраженную актуальность, что можно смело считать их мало или даже вовсе никак не связанными с психоанализом.
Сегодня термин гораздо чаще используется в рамках самых различных систем как групповой, так и индивидуальной психо и самокоррекции; помимо этого, он является неотъемлемой частью психологии бизнеса: о "психологической защите" говорят, как об одной из наиболее актуальных проблем при ведении деловых переговоров. То есть в данном случае под защитой понимается конкретное умение воспрепятствовать психологическому давлению со стороны партнеров. Это вполне правомерно, однако уводит нас в несколько иную плоскость, а именно - конфликтологию, психологию конфликта.
Таким образом, содержание понятия "психическая защита" может варьировать в очень широких пределах. И желательно найти определение, которым можно смело пользоваться далее.
Несомненно, что само понятие описывается следующей схемой: предмет защиты предмет угрозы предмет ущерба средства достижения Несомненно и то, что нас интересует конкретно та психическая защита, которая порождается межличностной борьбой. Она может быть прямой (два собеседника) и косвенной (человек и СМИ), но лежит в рамках личностных проблем.
Одно из наиболее удачных и четких определений дал Е. Л. Доценко в своем труде "Психологическая манипуляция". Вот оно:
"Психологическая защита - это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта".
Данное определение, хоть и выглядит не слишком просто, способно охватить весь круг явлений и процессов, связанных с вопросами психической защиты.
Любую ситуацию, которая предполагает целенаправленное психическое воздействие или агрессию, можно рассматривать с точки зрения отношений между возможным агрессором и его жертвой. При таком рассмотрении вопрос о системе верований "жертвы" принимает первостепенное, главенствующее значение. Важность этого момента не оспаривается. Однако научная психология, базируясь практически целиком на материальном восприятии любых процессов, где психические и эмоциональные реакции есть результат биохимических и физиологических процессов, протекающих в человеческом мозге, выдвигает тезис о возможности "абсолютной защиты".
Суть её сводится к тому, что агрессору для того, чтобы осуществить нападение, необходимо изначально опираться на ту или иную систему верований предполагаемой жертвы. Если же таковая отсутствует, то её необходимо создать, то есть убедить человека в самой возможности нападения на его психику. Иными словами, первоначальная задача всегда сводится к тому, чтобы овладеть воображением человека и суметь внушить ему определённые мысли и взгляды.
Если это удалось - человек сам открывает собственную психику для всевозможных манипуляций извне; кроме того, внушаемость его резко повышается. Человек воспринимает агрессора как лицо, владеющее неким "тайным знанием", которого сам он лишён. Воздействие может быть как положительным (например, в случае лечения у экстрасенса), так и отрицательным - но сама возможность его определяется системой взглядов, верований и убеждений.
Таким образом, принципиальное неверие в возможность нападения делает его попросту невозможным. Это и называется абсолютной защитой.
Однако, говоря об "абсолютной" защите, следует особо указать на то, что сам термин никак не назовешь удачным. В самом деле - если человек не верит в возможность манипуляций со своей психикой, скажем, оккультными методами или не допускает даже мысли о возможности активного внушения со стороны электронных СМИ, наверняка он "верит" в гипноз - ведь гипнотический сон является научным термином, широко применяемым в медицине.
Поэтому вернее будет сказать, что если принимать тезис о вероятности абсолютной защиты, то формулировать его следует примерно таким образом: это возможно лишь в том случае, когда намеченная жертва активно отрицает ту систему верований либо поведенческих реакций, которую ей пытаются навязать. И такая активность должна быть достаточно серьезно подкреплена: обширными знаниями, силой интеллекта, истовой приверженностью к принципиально иной системе взглядов.