31 декабря 2019

Тексты песен Владимира Высоцкого: 1970 год.


Баллада о брошенном корабле

	Капитана в тот день называли на "ты",
	Шкипер с юнгой сравнялись в талантах;
	Распрямляя хребты и срывая бинты,
	Бесновались матросы на вантах.

		Двери наших мозгов
		Посрывало с петель
		В миражи берегов,
		В покрывала земель,
		Этих обетованных, желанных -
		И колумбовых, и магелланных.

		Только мне берегов
		Не видать и земель -
		С хода в девять узлов
		Сел по горло на мель!
		А у всех молодцов -
		Благородная цель...
		И в конце-то концов -
		Я ведь сам сел на мель.

	И ушли корабли - мои братья, мой флот,-
	Кто чувствительней - брызги сглотнули.
	Без меня продолжался великий поход,
	На меня ж парусами махнули.

		И погоду и случай
		Безбожно кляня,
		Мои пасынки кучей
		Бросали меня.
		Вот со шлюпок два залпа - и ладно!-
		От Колумба и от Магеллана.

		Я пью пену - волна
		Не доходит до рта,
		И от палуб до дна
		Обнажились борта,
		А бока мои грязны -
		Таи не таи,-
		Так любуйтесь на язвы
		И раны мои!

	Вот дыра у ребра - это след от ядра,
	Вот рубцы от тарана, и даже
	Видны шрамы от крючьев - какой-то пират
	Мне хребет перебил в абордаже.

		Киль - как старый неровный
		Гитаровый гриф:
		Это брюхо вспорол мне
		Коралловый риф.
		Задыхаюсь, гнию - так бывает:
		И просоленное загнивает.

		Ветры кровь мою пьют
		И сквозь щели снуют
		Прямо с бака на ют,-
		Меня ветры добьют:
		Я под ними стою
		От утра до утра,-
		Гвозди в душу мою
		Забивают ветра.

	И гулякой шальным все швыряют вверх дном
	Эти ветры - незваные гости,-
	Захлебнуться бы им в моих трюмах вином
	Или - с мели сорвать меня в злости!

		Я уверовал в это,
		Как загнанный зверь,
		Но не злобные ветры
		Нужны мне теперь.
		Мои мачты - как дряблые руки,
		Паруса - словно груди старухи.

		Будет чудо восьмое -
		И добрый прибой
		Мое тело омоет
		Живою водой,
		Моря божья роса
		С меня снимет табу -
		Вздует мне паруса,
		Словно жилы на лбу.

	Догоню я своих, догоню и прощу
	Позабывшую помнить армаду.
	И команду свою я обратно пущу:
	Я ведь зла не держу на команду.

		Только, кажется, нет
		Больше места в строю.
		Плохо шутишь, корвет,
		Потеснись - раскрою!

		Как же так - я ваш брат,
		Я ушел от беды...
		Полевее, фрегат,-
		Всем нам хватит воды!

		До чего ж вы дошли:
		Значит, что - мне уйти?!
		Если был на мели -
		Дальше нету пути?!
		Разомкните ряды,
		Все же мы - корабли,-
		Всем нам хватит воды,
		Всем нам хватит земли,
		Этой обетованной, желанной -
		И колумбовой, и магелланной!

В тайгу на санях, на развалюхах...

	В тайгу
	   На санях, на развалюхах,
	   В соболях или в треухах -
	   И богатый, и солидный, и убогий -
	Бегут
	   В неизведанные чащи,-
	   Кто-то реже, кто-то чаще,-
	   В волчьи логова, в медвежие берлоги.

	Стоят,
	   Как усталые боксеры,
	   Вековые гренадеры
	   В два обхвата, в три обхвата и поболе.
	И я
	   Воздух ем, жую, глотаю,-
	   Да я только здесь бываю
	   За решеткой из деревьев - но на воле!

Веселая покойницкая

	Едешь ли в поезде, в автомобиле,
	Или гуляешь, хлебнувши винца,-
	При современном машинном обилье
	Трудно по жизни пройти до конца.

	Вот вам авария: в Замоскворечье
	Трое везли хоронить одного,-
	Все, и шофер, получили увечья,
	Только который в гробу - ничего.

	Бабы по найму рыдали сквозь зубы,
	Дьякон - и тот верхней ноты не брал,
	Громко фальшивили медные трубы,-
	Только который в гробу - не соврал.

	Бывший начальник - и тайный разбойник -
	В лоб лобызал и брезгливо плевал,
	Все приложились,- а скромный покойник
	Так никого и не поцеловал.

	Но грянул гром - ничего не попишешь,
	Силам природы на речи плевать,-
	Все побежали под плиты и крыши,-
	Только покойник не стал убегать.

	Что ему дождь - от него не убудет,-
	Вот у живущих - закалка не та.
	Ну, а покойники, бывшие люди,-
	Смелые люди и нам не чета.

	Как ни спеши, тебя опережает
	Клейкий ярлык, как отметка на лбу,-
	А ничего тебе не угрожает,
	Только когда ты в дубовом гробу.

	Можно в отдельный, а можно и в общий -
	Мертвых квартирный вопрос не берет,-
	Вот молодец этот самый - усопший -
	Вовсе не требует лишних хлопот.

	В царстве теней - в этом обществе строгом -
	Нет ни опасностей, нет ни тревог,-
	Ну, а у нас - все мы ходим под богом,
	Только которым в гробу - ничего.

	Слышу упрек: "Он покойников славит!"
	Нет, я в обиде на злую судьбу:
	Всех нас когда-нибудь кто-то задавит,-
	За исключением тех, кто в гробу.

Запомню, оставлю в душе этот вечер...

	Запомню, оставлю в душе этот вечер -
	Не встречу с друзьями, не праздничный стол:
	Сегодня я сам - самый главный диспетчер,
	И стрелки сегодня я сам перевел.

		И пусть отправляю составы в пустыни,
		Где только барханы в горячих лучах,-
		Мои поезда не вернутся пустыми,
		Пока мой оазис еще не зачах.

	Свое я отъездил, и даже сверх нормы,-
	Стою, вспоминаю, сжимая флажок,
	Как мимо меня проносились платформы
	И реки - с мостами, которые сжег.

		Теперь отправляю составы в пустыни,
		Где только барханы в горячих лучах,-
		Мои поезда не вернутся пустыми,
		Пока мой оазис еще не зачах.

	Они без меня понесутся по миру -
	Я рук не ломаю, навзрыд не кричу,-
	А то мне навяжут еще пассажиров -
	Которых я вовсе сажать не хочу.

		Итак, я отправил составы в пустыни,
		Где только барханы в горячих лучах,-
		Мои поезда не вернутся пустыми,
		Пока мой оазис еще не зачах.

	Растаяли льды, километры и годы -
	Мой первый состав возвратился назад,-
	Он мне не привез драгоценной породы,
	Но он - возвратился, и рельсы гудят.

		Давай постоим и немного остынем:
		ты весь раскален - ты не встретил реки.
		Я сам не поехал с тобой по пустыням -
		И вот мой оазис убили пески.

Иноходец

	Я скачу, но я скачу иначе,
	По полям, по лужам, по росе...
	Говорят: он иноходью скачет.
	Это значит иначе, чем все.

		Но наездник мой всегда на мне,-
		Стременами лупит мне под дых.
		Я согласен бегать в табуне,
		Но не под седлом и без узды!

	Если не свободен нож от ножен,
	Он опасен меньше, чем игла.
	Вот и я оседлан и стреножен.
	Рот мой разрывают удила.

		Мне набили раны на спине,
		Я дрожу боками у воды.
		Я согласен бегать в табуне,
		Но не под седлом и без узды!

	Мне сегодня предстоит бороться.
	Скачки! Я сегодня - фаворит.
	Знаю - ставят все на иноходца,
	Но не я - жокей на мне хрипит!

		Он вонзает шпоры в ребра мне,
		Зубоскалят первые ряды.
		Я согласен бегать в табуне,
		Но не под седлом и без узды.

	Пляшут, пляшут скакуны на старте,
	Друг на друга злобу затая,
	В исступленьи, в бешенстве, в азарте,
	И роняют пену, как и я.

		Мой наездник у трибун в цене,-
		Крупный мастер верховой езды.
		Ох, как я бы бегал в табуне,
		Но не под седлом и без узды.

	Нет! Не будут золотыми горы!
	Я последним цель пересеку.
	Я ему припомню эти шпоры,
	Засбою, отстану на скаку.

		Колокол! Жокей мой на коне,
		Он смеется в предвкушеньи мзды.
		Ох, как я бы бегал в табуне,
		Но не под седлом и без узды!

	Что со мной, что делаю, как смею -
	Потакаю своему врагу!
	Я собою просто не владею,
	Я придти не первым не могу!

		Что же делать? Остается мне
		Вышвырнуть жокея моего
		И скакать, как будто в табуне,
		Под седлом, в узде, но без него!

	Я пришел, а он в хвосте плетется,
	По камням, по лужам, по росе.
	Я впервые не был иноходцем,
	Я стремился выиграть, как все!

Надо с кем-то рассорить кого-то...

	Надо с кем-то рассорить кого-то -
	Только с кем и кого?
	Надо сделать трагичное что-то -
	Только что, для чего?

	Надо выстрадать, надо забыться -
	Только в чем и зачем?
	Надо как-то однажды напиться -
	Только с кем, только с кем?

	Надо сделать хорошее что-то -
	Для кого, для чего?
	Это может быть только работа
	Для себя самого!

	Ну, а что для других, что для многих?
	Что для лучших друзей?
	А для них - земляные дороги
	Души моей!

Нет меня, я покинул Расею!..

	Нет меня, я покинул Расею!
	Мои девочки ходят в соплях.
	Я теперь свои семечки сею
	На чужих Елисейских полях.

	Кто-то вякнул в трамвае на Пресне:
	"Нет его, умотал, наконец!
	Вот и пусть свои чуждые песни
	Пишет там про Версальский дворец!"

	Слышу сзади обмен новостями:
	"Да не тот, тот уехал - спроси!"
	"Ах, не тот?" - и толкают локтями,
	И сидят на коленях в такси.

	А тот, с которым сидел в Магадане,-
	Мой дружок еще по гражданской войне,-
	Говорит, что пишу ему : "Ваня,
	Скучно, Ваня, давай, брат, ко мне!"

	Я уже попросился обратно,
	Унижался, юлил, умолял...
	Ерунда! Не вернусь, вероятно,
	Потому что и не уезжал.

	Кто поверил - тому по подарку,
	Чтоб хороший конец, как в кино,-
	Забирай Триумфальную арку!
	Налетай на заводы Рено!

	Я смеюсь, умираю от смеха.
	Как поверили этому бреду?
	Не волнуйтесь, я не уехал.
	И не надейтесь - не уеду!

Переворот в мозгах из края в край...

	Переворот в мозгах из края в край,
	В пространстве - масса трещин и смещений:
	В Аду решили черти строить рай
	Для собственных грядущих поколений.

	Известный черт с фамилией Черток -
	Агент из Рая - ночью, внеурочно
	Отстукал в Рай: в Аду черт знает что,-
	Что точно - он, Черток, не знает точно.

	Еще ввернул тревожную строку
	Для шефа всех лазутчиков Амура:
	"Я в ужасе,- сам Дьявол начеку,
	И крайне ненадежна агентура".

	Тем временем в Аду сам Вельзевул
	Потребовал военного парада,-
	Влез на трибуну, плакал и загнул:
	"Рай, только рай - спасение для Ада!"

	Рыдали черти и кричали: "Да!
	Мы рай в родной построим Преисподней!
	Даешь производительность труда!
	Пять грешников на нос уже сегодня!"

	"Ну что ж, вперед! А я вас поведу! -
	Закончил Дьявол. - С богом! Побежали!"
	И задрожали грешники в Аду,
	И ангелы в Раю затрепетали.

	И ангелы толпой пошли к Нему -
	К тому, который видит все и знает,-
	А он сказал: "Мне плевать на тьму!" -
	И заявил, что многих расстреляет.

	Что Дьявол - провокатор и кретин,
	Его возня и крики - все не ново,-
	Что ангелы - ублюдки, как один
	И что Черток давно перевербован.

	"Не Рай кругом, а подлинный бедлам,-
	Спущусь на землю - там хоть уважают!
	Уйду от вас к людям ко всем чертям -
	Пускай меня вторично распинают!.."

	И он спустился. Кто он? Где живет?..
	Но как-то раз узрели прихожане -
	На паперти у церкви нищий пьет,
	"Я Бог,- кричит,- даешь на пропитанье!"

	Конец печален (плачьте, стар и млад,-
	Что перед этим всем сожженье Трои?)
	Давно уже в Раю не рай, а ад,-
	Но рай чертей в Аду зато построен!

Песенка киноактера

	Словно в сказке, на экране -
	И не нужен чародей -
	В новом фильме вдруг крестьяне
	Превращаются в князей!

	То купец - то неимущий,
	То добряк - а то злодей,-
	В жизни же - почти непьющий
	И отец восьми детей.

		Мальчишки, мальчишки бегут по дворам,
		Загадочны и голосисты.
		Скорее! Спешите! Приехали к вам
		Живые киноартисты!

	Но для нашего для брата,
	Откровенно говоря,
	Иногда сыграть солдата
	Интересней, чем царя.

	В жизни все без изменений,
	А в кино: то бог, то вор,-
	Много взлетов и падений
	Испытал киноактер.

		Мальчишки, мальчишки бегут по дворам,
		Загадочны и голосисты.
		Скорее! Спешите! Приехали к вам
		Живые киноартисты!

	Сколько версий, сколько спора
	Возникает тут и там!
	Знают про киноактера
	Даже больше, чем он сам.

	И повсюду обсуждают,
	И со знаньем говорят -
	Сколько в месяц получает
	И в который раз женат.

		Мальчишки, мальчишки - не нужно рекламы -
		Загадочны и голосисты.
		Скорее! Спешите! Приехали к вам
		Живые киноартисты!

	Хватит споров и догадок -
	Дело поважнее есть.
	Тем, кто до сенсаций падок,
	Вряд ли интересно здесь.

	Знаете, в кино эпоха
	Может пролететь за миг.
	Люди видят нас, но - плохо
	То, что мы не видим их.

		Вот мы и спешим к незнакомым друзьям -
		И к взрослым, и к детям,-
		На вас посмотреть,- все, что хочется вам,
		Спросите - ответим!

Песенка прыгуна в высоту

	Разбег, толчок... И - стыдно подыматься:
	Во рту опилки, слезы из-под век,-
	На рубеже проклятом два двенадцать
	Мне планка преградила путь наверх.

	Я признаюсь вам, как на духу:
	Такова вся спортивная жизнь,-
	Лишь мгновение ты наверху -
	И стремительно падаешь вниз.

		Но съем плоды запретные с древа я,
		И за хвост подергаю славу я.
		У кого толчковая - левая,
		А у меня толчковая - правая!

	Разбег, толчок... Свидетели паденья
	Свистят и тянут за ноги ко дну.
	Мне тренер мой сказал без сожаленья:
	"Да ты же, парень, прыгаешь в длину!

	У тебя - растяженье в паху;
	Прыгать с правой - дурацкий каприз,-
	Не удержишься ты наверху -
	Ты стремительно падаешь вниз".

		Но, задыхаясь словно от гнева я,
		Объяснил толково я: главное,
		Что у них толчковая - левая,
		А у меня толчковая - правая!

	Разбег, толчок... Мне не догнать канадца -
	Он мне в лицо смеется на лету!
	Я снова планку сбил на два двенадцать -
	И тренер мне сказал напрямоту,

	Что начальство в десятом ряду,
	И что мне прополощут мозги,
	Если враз, в сей же час не сойду
	Я с неправильной правой ноги.

		Но я лучше выпью зелье с отравою,
		Я над собой что-нибудь сделаю -
		Но свою неправую правую
		Я не сменю на правую левую!

	Трибуны дружно начали смеяться -
	Но пыл мой от насмешек не ослаб:
	Разбег, толчок, полет... И два двенадцать -
	Теперь уже мой пройденный этап!

	Пусть болит моя травма в паху,
	Пусть допрыгался до хромоты,-
	Но я все-таки был наверху 
	И меня не спихнуть с высоты!

		Так что съел плоды запретные с древа я,
		И поймал за хвост славу я,-
		Пусть у них толчковая - левая,
		Но моя толчковая  -  правая!

После чемпионата мира по футболу

	Комментатор из своей кабины
	Кроет нас для красного словца,-
	Но недаром клуб "Фиорентины"
	Предлагал мильон за Бышевца.

		Что ж, Пеле, как Пеле,
		Объясняю Зине я,
		Ест Пеле крем-брюле,
		Вместе с Жаирзинио.

		Я сижу на нуле,-
		Дрянь купил жене - и рад.
		А у Пеле - "шевроле"
		В Рио-де-Жанейро.

	Муром занялась прокуратура,-
	Что ему - реклама! - он и рад.
	Здесь бы Мур не выбрался из МУРа -
	Если б был у нас чемпионат.

		Что ж, Пеле, как Пеле,
		Объясняю Зине я,
		Ест Пеле крем-брюле,
		Вместе с Жаирзинио.

		Я сижу на нуле,-
		Дрянь купил жене - и рад.
		А у Пеле - "шевроле"
		В Рио-де-Жанейро.

	Может, не считает и до ста он,-
	Но могу сказать без лишних слов:
	Был бы глаз второй бы у Тостао -
	Он вдвое больше б забивал голов.

		Ну что ж, Пеле, как Пеле,
		Объясняю Зине я,
		У Пеле на столе
		крем-брюле
		в хрустале,
		А я сижу на нуле.

Про двух громилов - братьев Прова и Николая

	Как в селе Большие Вилы,
	Где еще сгорел сарай,
	Жили-были два громилы
	Огромадной жуткой силы -
	Братья Пров и Николай.

	Николай - что понахальней -
	По ошибке лес скосил,
	Ну а Пров - в опочивальни
	Рушил стены - и входил.

		Как братья не вяжут лыка,
		Пьют отвар из чаги -
		Все от мала до велика
		Прячутся в овраге.

	В общем, лопнуло терпенье,-
	Ведь добро - свое, не чье,-
	И идти на усмиренье
	Порешило мужичье.

	Николай - что понахальней,-
	В тот момент быка ломал,
	ну а Пров в какой-то спальне
	С маху стену прошибал.

		"Эй, братан, гляди - ватага,-
		С кольями, да слышь ли,-
		Чтой-то нынче из оврага
		Рановато вышли!"

	Неудобно сразу драться -
	Наш мужик так не привык,-
	Стали прежде задираться:
	"Для чего, скажите, братцы,
	Нужен вам безрогий бык?!"

	Николаю это странно:
	"Если жалко вам быка -
	С удовольствием с братаном
	Можем вам намять бока!"

		Где-то в поле замер заяц,
		Постоял - и ходу...
		Пров ломается, мерзавец,
		Сотворивши шкоду.

	"Ну-ка, кто попробуй вылезь -
	Вмиг разделаюсь с врагом!"
	Мужики перекрестились -
	Всей ватагой навалились:
	Кто - багром, кто - батогом.

	Николай, печась о брате,
	Первый натиск отражал,
	Ну а Пров укрылся в хате
	И оттуда хохотал.

		От могучего напора
		Развалилась хата,-
		Пров оттяпал ползабора
		Для спасенья брата.

	"Хватит, брат, обороняться -
	Пропадать так пропадать!
	Коля, нечего стесняться,-
	Колья начали ломаться,-
	Надо, Коля, нападать!"

	По мужьям да по ребятам
	Будут бабы слезы лить...
	Но решили оба брата
	С наступленьем погодить.

		"Гляди в оба, братень,-
		Со спины заходят!"
		"Может, оборотень?"
		"Не похоже вроде!"

	Дело в том, что к нам в селенье
	Напросился на ночлег -
	И остался до Успенья,
	А потом - на поселенье
	Никчемушный человек.

	И сейчас вот из-за крика
	Ни один не услыхал:
	Этот самый горемыка
	Чтой-то братьям приказал.

		Кровь уже лилась ручьями,-
		Так о чем же речь-то?
		"Бей братьев!" - Но вдруг с братьями
		Сотворилось нечто:

	Братьев как бы подкосило -
	Стали братья отступать -
	Будто вмиг лишились силы...
	Мужичье их попросило
	Больше бед не сотворять.

	...Долго думали-гадали,
	Что блаженный им сказал,-
	Как затылков ни чесали -
	Ни один не угадал.

		И решили: он заклятьем
		Обладает, видно...
		Ну а он сказал лишь: "Братья,
		Как же вам не стыдно!"

Про первые ряды

	Была пора - я рвался в первый ряд,
	И это все от недопониманья.
	Но с некоторых пор сажусь назад:
	Там, впереди, как в спину автомат -
	Тяжелый взгляд, недоброе дыханье.

		Может, сзади и не так красиво,
		Но намного шире кругозор,
		Больше и разбег, и перспектива,
		И еще - надежность и обзор.

	Стволы глазищ, числом до десяти,
	Как дуло на мишень, но на живую.
	Затылок мой от взглядов не спасти,
	И сзади так удобно нанести
	Обиду или рану ножевую.

		Может, сзади и не так красиво,
		Но намного шире кругозор,
		Больше и разбег, и перспектива,
		И еще - надежность и обзор.

	Мне вреден первый ряд, и говорят,
	(От мыслей этих я в ненастье ною) -
	Уж лучше - где темней, в последний ряд.
	Отсюда больше нет пути назад
	И за спиной стоит стена стеною.

		Может, сзади и не так красиво,
		Но намного шире кругозор,
		Больше и разбег, и перспектива,
		И еще - надежность и обзор.

	И пусть хоть реки утекут воды,
	Пусть будут в пух засалены перины -
	До лысин, до седин, до бороды
	Не выходите в первые ряды
	И не стремитесь в примы-балерины.

		Может, сзади и не так красиво,
		Но намного шире кругозор,
		Больше и разбег, и перспектива,
		И еще - надежность и обзор.

	Надежно сзади, но бывают дни -
	Я говорю себе, что выйду червой.
	Не стоит вечно пребывать в тени.
	С последним рядом долго не тяни,
	А постепенно пробивайся в первый.

		Может сзади и не так красиво,
		Но намного шире кругозор,
		Больше и разбег, и перспектива,
		И еще надежность и обзор.

Разведка боем

	Я стою, стою спиною к строю,-
	Только добровольцы - шаг вперед!
	Нужно провести разведку боем,-
	Для чего - да кто ж там разберет...

		Кто со мной? С кем идти?
		Так, Борисов... Так, Леонов...
		И еще этот тип
		Из второго батальона!

	Мы ползем, к ромашкам припадая,-
	Ну-ка, старшина, не отставай!
	Ведь на фронте два передних края:
	Наш, а вот он - их передний край.

		Кто со мной? С кем идти?
		Так, Борисов... Так, Леонов...
		И еще этот тип
		Из второго батальона!

	Проволоку грызли без опаски:
	Ночь - темно, и не видать ни зги.
	В двадцати шагах - чужие каски,-
	С той же целью - защитить мозги.

		Кто со мной? С кем идти?
		Так, Борисов... Так, Леонов...
		Ой!.. Еще этот тип
		Из второго батальона.

	Скоро будет "Надя с шоколадом" -
	В шесть они подавят нас огнем,-
	Хорошо, нам этого и надо -
	С богом, потихонечку начнем!

		С кем обратно идти?
		Так, Борисов... Где Леонов?!
		Эй ты, жив? Эй ты, тип
		Из второго батальона!

	Пулю для себя не оставляю,
	Дзот накрыт и рассекречен дот...
	А этот тип, которого не знаю,
	Очень хорошо себя ведет.

		С кем в другой раз идти?
		Где Борисов? Где Леонов?..
		Правда жив этот тип
		Из второго батальона.

	...Я стою спокойно перед строем -
	В этот раз стою к нему лицом,-
	Кажется, чего-то удостоен,
	Награжден и назван молодцом.

		С кем в другой раз ползти?
		Где Борисов? Где Леонов?
		И парнишка затих
		Из второго батальона...

Танго

	Как счастье зыбко!..
	Опять ошибка:
	Его улыбка,
	Потом - бокал на стол,-
	В нем откровенно
	Погасла пена;
	А он надменно
	Простился и ушел.

	Хрустальным звоном
	Бокалы стонут.
	Судьба с поклоном
	Проходит стороной.
	Грустно
	   вино мерцало,
	Пусто
	   на сердце стало,
	Скрипки смеялись надо мной...

	Впервые это со мной:
	В игре азартной судьбой,
	Казалось, счастье выпало и мне -
	На миг
 	  пригрезился он,
	Проник
  	 волшебником в сон,-
	И вспыхнул яркий свет в моем окне.

	Но счастье зыбко -
	Опять ошибка!
	Его улыбка,
	Потом - бокал на стол,-
	В бокале, тленна,
	Погасла пена;
	А он надменно
	Простился - и ушел.

	Хрустальным звоном
	Бокалы стонут.
	Бесцеремонно он
	Прервал мой сон.
	  Вино мерцало...
	  А я рыдала.
	Скрипки рыдали в унисон.

Черное золото

	Не космос - метры грунта надо мной,
	И в шахте не до праздничных процессий,
	Но мы владеем тоже внеземной -
	И самою земною из профессий.

	Любой из нас - ну, чем не чародей?
	Из преисподней наверх уголь мечем.
	Мы топливо отнимем у чертей -
	Свои котлы топить им будет нечем!

	    Взорвано,
	            уложено,
            	        сколото
	    Черное
	          надежное
	                  золото.

	Да, сами мы, как дьяволы, в пыли.
	Зато наш поезд не уйдет порожний.
	Терзаем чрево матушки-Земли,
	Но на земле теплее и надежней.

	Вот вагонетки, душу веселя,
	Проносятся, как в фильме о погонях.
	И шуточку "Даешь стране угля!"
	Мы чувствуем на собственных ладонях.

	    Взорвано,
	            уложено,
            	        сколото
	    Черное
	          надежное
	                  золото.
	
	Да, мы бываем в крупном барыше,
	Но роем глубже: голод - ненасытен.
	Порой копаться в собственной душе
	Мы забываем, роясь в антраците.

	Воронками изрытые поля
	Не позабудь и оглянись во гневе,
	Но нас, благословенная Земля,
	Прости за то, что роемся во чреве.

	    Взорвано,
	            уложено,
            	        сколото
	    Черное
	          надежное
	                  золото.

	Вгрызаясь в глубь веков хоть на виток
	(То взрыв, то лязг - такое безгитарье!),-
	Вот череп вскрыл отбойный молоток,
	Задев кору большого полушарья.

	Не бойся заблудиться в темноте
	И захлебнуться пылью - не один ты!
	Вперед и вниз! Мы будем на щите -
	Мы сами рыли эти лабиринты!

	    Взорвано,
	            уложено,
            	        сколото
	    Черное
	          надежное
	                  золото.

Штангист

	Как спорт, поднятье тяжестей не ново
	В истории народов и держав.
	Вы помните, как некий грек другого
	Поднял и бросил, чуть попридержав.

	Как шею жертвы, круглый гриф сжимаю.
	Овацию услышу или свист?
	Я от земли Антея отрываю,
	Как первый древнегреческий штангист.

		Не обладаю грацией мустанга,
		Скован я, в движеньях не скор.
		Штанга, перегруженная штанга -
		Вечный мой соперник и партнер.

	Такую неподъемную громаду
	Врагу не пожелаю своему.
	Я подхожу к тяжелому снаряду
	С тяжелым чувством нежности к нему:

	Мы оба с ним как будто из металла,
	Но только он - действительно металл,
	И прежде, чем дойти до пьедестала,
	Я вмятины в помосте протоптал.

		Где стоять мне - в центре или с фланга?
		Ждет ли слава? Или ждет позор?
		Интересно, что решила штанга -
		Это мой единственный партнер.

	Лежит соперник, ты над ним - красиво!
	Но крик "Вес взят!" у многих на слуху.
	Вес взят - прекрасно, но не справедливо,
	Ведь я - внизу, а штанга - наверху.

	Такой триумф подобен пораженью,
	А смысл победы до смешного прост:
	Все дело в том, чтоб, завершив движенье,
	С размаху штангу бросить на помост.

		Звон в ушах, как медленное танго.
		Тороплюсь ему наперекор.
		Как к магниту, вниз стремится штанга -
		Верный, многолетний мой партнер.

	Он ползет, чем выше, тем безвольней,
	Мне напоследок мышцы рвет по швам,
	И со своей высокой колокольни
	Кричит мне зритель: "Брось его к чертям!"

	"Вес взят! Держать!" - еще одно мгновенье,
	И брошен наземь мой железный бог.
	Я выполнял обычное движенье
	С коротким злым названием "рывок".

Я все чаще думаю о судьях...

	Я все чаще думаю о судьях,-
	Я такого не предполагал:
	Если обниму ее при людях -
	Будет политический скандал.

	Будет тон в печати комедийный,
	Я представлен буду чудаком,-
	Начал целоваться с беспартийной,
	А теперь целуюсь - с вожаком!

	Трубачи, валяйте, дуйте в трубы!
	Я еще не сломлен и не сник:
	Я в ее лице целую в губы
	Общество "Франс - Юньон Совьетик"!
					1968-1970 гг

Я первый смерил жизнь обратным счетом...

	Я первый смерил жизнь обратным счетом.
	Я буду беспристрастен и правдив:
	Сначала кожа выстрелила потом
	И задымилась, поры разрядив.

	Я затаился и затих, и замер.
	Мне показалось, я вернулся вдруг
	В бездушье безвоздушных барокамер
	И в замкнутые петли центрифуг.

	Сейчас я стану недвижим и грузен
	И погружен в молчанье, а пока
	Меха и горны всех газетных кузен
	Раздуют это дело на века.

	Хлестнула память мне кнутом по нервам,
	В ней каждый образ был неповторим:
	Вот мой дублер, который мог быть первым,
	Который смог впервые стать вторым.

	Пока что на него не тратят шрифта -
	Запас заглавных букв на одного.
	Мы с ним вдвоем прошли весь путь до лифта,
	Но дальше я поднялся без него.

	Вот тот, который прочертил орбиту.
	При мне его в лицо не знал никто.
	Я знал: сейчас он в бункере закрытом
	Бросает горсти мыслей в решето.

	И словно из-за дымовой завесы
	Друзей явились лица и семьи.
	Они все скоро на страницах прессы
	Расскажут биографии свои.

	Их всех, с кем знал я доброе соседство, 
	Свидетелями выведут на суд.
	Обычное мое, босое детство
	Оденут и в скрижали занесут.

	Чудное слово "Пуск" - подобье вопля -
	Возникло и нависло надо мной.
	Недобро, глухо заворчали сопла
	И сплюнули расплавленной слюной.

	И вихрем чувств пожар души задуло,
	И я не смел или забыл дышать.
	Планета напоследок притянула,
	Прижала, не желая отпускать.

	И килограммы превратились в тонны,
	Глаза, казалось, вышли из орбит,
	И правый глаз впервые, удивленно
	Взглянул на левый, веком не прикрыт.

	Мне рот заткнул - не помню, - крик ли, кляп ли.
	Я рос из кресла, как с корнями пень.
	Вот сожрала все топливо до капли
	И отвалилась первая ступень.

	Там, подо мной, сирены голосили,
	Не знаю - хороня или храня.
	А здесь надсадно двигатели взвыли
	И из объятий вырвали меня.

	Приборы на земле угомонились,
	Вновь чередом своим пошла весна.
	Глаза мои на место возвратились,
	Исчезли перегрузки, - тишина.

	Эксперимент вошел в другую фазу.
	Пульс начал реже в датчики стучать.
	Я в ночь влетел, минуя вечер, сразу 
	И получил команду отдыхать.

	И стало тесно голосам в эфире,
	Но Левитан ворвался, как в спортзал.
	Он отчеканил громко: "Первый в мире!"
	Он про меня хорошее сказал.

	Я шлем скафандра положил на локоть,
	Изрек про самочувствие свое...
	Пришла такая приторная легкость,
	Что даже затошнило от нее.

	Шнур микрофона словно в петлю свился,
	Стучали в ребра легкие, звеня.
	Я на мгновенье сердцем подавился -
	Оно застряло в горле у меня.

	Я отдал рапорт весело, на совесть,
	Разборчиво и очень делово.
	Я думал: вот она и невесомость,
	Я вешу нуль, так мало - ничего!

	Но я не ведал в этот час полета,
	Шутя над невесомостью чудной,
	Что от нее кровавой будет рвота
	И костный кальций вымоет с мочой...

	*
	
	Все, что сумел запомнить, я сразу перечислил,
	Надиктовал на ленту и даже записал.
	Но надо мной парили разрозненные мысли
	И стукались боками о вахтенный журнал.

	Весомых, зримых мыслей я насчитал немало,
	И мелкие сновали меж ними чуть плавней,
	Но невесомость в весе их как-то уравняла -
	Там после разберутся, которая важней.

	А я ловил любую, какая попадалась,
	Тянул ее за тонкий невидимый канат.
	Вот первая возникла и сразу оборвалась,
	Осталось только слово одно: "Не виноват!"

	Но слово "невиновен" - не значит "непричастен", -
	Так на Руси ведется уже с давнишних пор.
	Мы не тянули жребий, - мне подмигнуло счастье,
	И причастился к звездам член партии, майор.

	Между "нулем" и "пуском" кому-то показалось,
	А может - оператор с испугу записал,
	Что я довольно бодро, красуясь даже малость,
	Раскованно и браво "Поехали!" сказал.

Я скольжу по коричневой пленке...

	Я скольжу по коричневой пленке,
	Или это красивые сны...
	Простыня на постели - в сторонке
	Смята комом, огни зажжены.

	Или просто погашены свечи...
	Я проснусь - липкий пот и знобит,-
	Лишь во сне долгожданные речи,
	Лишь во сне яркий факел горит!

	И усталым, больным каннибалом,
	Что способен лишь сам себя есть,
	Я грызу свои руки шакалом:
	Это так, это всё, это есть!

	Оторвите от сердца аорту,-
	Сердце можно давно заменять.
	Не послать ли тоску мою к черту...
	Оторвите меня от меня!

	Путь блестящий наш, смех и загадка -
	Вот и время всех бледных времен.
	Расплескалась судьба без остатка.
	Кто прощает, тот не обречен!
				1967-1970 гг