21 декабря 2020

Виды спорта в свете биологии.

Все виды спорта по характеру движений условно делятся на стереотипные (стандартные) и ситуационные (нестандартные). К последним относятся: единоборства (борьба, бокс, фехтование); спортивные игры; горнолыжный спорт и кроссы (бег, вело- и мотокроссы, лыжные гонки по пересеченной местности). Виды спорта со стереотипными движениями подразделяют на две группы: одна – с количественно измеримым результатом (бег, коньки, прыжки, метания, стрельба, тяжелая атлетика), другая – с качественной оценкой (гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду, батут).

К видам спорта с количественной характеристикой относятся и циклические (плавание, бег, лыжи, велосипедный спорт, коньки, гребля), и ациклические (прыжки, метания, тяжелая атлетика, стрельба). Первые (с циклическим характером движений) подразделяются на физиологические зоны относительной мощности*.

1. Работа максимальной мощности – предельная длительность не более 20 сек. Особенность – анаэробный механизм обмена веществ с быстрым накоплением продуктов распада в мышцах при большом кислородном долге. Деятельность аппарата кровообращения сопровождается значительным возрастанием ЧСС к концу работы при небольшом ударном объеме сердца.

2. Работа субмаксимальной мощности – длительность от 20 сек. до 3–5 мин. Для обмена веществ в мышцах характерны анаэробные и аэробные процессы (преобладают анаэробные). Кислородный долг выше, чем при работе максимальной мощности. В мышцах накапливается значительное количество молочной кислоты, резко возрастает интенсивность дыхания, кровообращения, отмечаются существенные сдвиги при исследовании крови.

3. Работа большой мощности – продолжительность от 3 до 30 мин. Нагрузка сопровождается выраженным усилением дыхания и кровообращения при близком к предельному потреблению кислорода и больших сдвигах во внутренней среде организма.

4. Работа умеренной мощности продолжается 20–30 мин. Характерно устойчивое состояние (кислородный запрос во время работы почти полностью покрывается потребленным кислородом во время выполнения нагрузки). В процессе работы определяется большой расход энергетических запасов (главным образом углеводных) с нарушением водно-солевого баланса в организме.

Альпинизм.

Альпинизм – вид спорта с нестандартной мышечной работой (восхождение на труднодоступные горные вершины в условиях пребывания в высокогорном климате).

При подготовке к сложным восхождениям совершенствуют силу, выносливость, устойчивость к гипоксии и технику скалолазания; к длитель ным траверсам – выносливость; к скалолазанию – скоростную выносливость, силу мышц верхних конечностей, кистей, пальцев, нижних конечностей, туловища, а также координацию и вестибулярную устойчивость. При тренировке новичков и разрядников узкая специализация не предусматривается.

При подъеме на высоту уменьшаются парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе, температура и влажность воздуха, интенсифицируется солнечная радиация.

Специальная выносливость альпиниста характеризуется высоким уровнем аэробной производительности и устойчивостью к недостатку кислорода. На высоте свыше 3000 м выполнение напряженной мышечной работы в значительной степени стимулирует анаэробные процессы.

В период восхождений важное значение для профилактики горной болезни имеет питание. Ежедневно утром и вечером альпинисту необходима горячая пища, а через каждые 3–4 часа восхождений – сухая. При расчете норм питания следует учесть, что до высоты 5000 м необходимо около 4200 ккал, а с высоты 5000–6000 м — не более 1500 ккал. Нельзя пить много чая – резко повышается возбуждение. Рекомендуется использовать для питья апельсиновый, лимонный соки, спортивный напиток. При любом простудном заболевании в период восхождения больного немедленно спускают вниз, на базу.

При отборе кандидатов всесторонне обследуют и определяют устойчивость к кислородной недостаточности.

Баскетбол – вид спорта с нестандартными движениями и работой переменной мощности. Для баскетболистов типична большая длина тела (рост) при относительно узкой грудной клетке. Масса тела несколько отстает от роста и обхвата грудной клетки.

Для мастерства спортсменов характерны: автоматизация двигательных навыков (спортивная техника), высокая подвижность нервных процессов и совершенная деятельность анализаторов. Умение видеть спортивную площадку зависит от особенностей лицевого черепа, строения, сетчатой оболочки глаза и ее возбудимости, а также от эффективного развития глазных мышц и устойчивости вестибулярного аппарата. Большое значение для точности передач и бросков мяча в кольцо имеет проприоцептивная чувствительность, особенно в лучезапястных суставах.

Во время тренировки и соревновательной игры ЧСС нестабильна. В среднем ЧСС на тренировке – 130–160, во время игры – 150–180, при прыжке, стартовом ускорении – до 200 уд./мин. Расход энергии за игру около 900 ккал. Максимальный уровень аэробной производительности баскетболиста во время игры у мужчин – 5,54 л/мин. (59 мл/мин./кг), у женщин – 4,37 л/мин. (54,6 мл/мин./кг). Максимальный кислородный долг соответственно 17,5 л/мин. (178 мл/мин./кг) и 14,3 л/мин. (265 мл/мин./кг). Потребление кислорода у мужчин-баскетболистов 1-го разряда в игре равно 84,1% от максимального потребления кислорода (МПК). От подготовительного к соревновательному периоду МПК увеличивается примерно на 11%. Потеря в весе зависит от нагрузки и составляет в среднем около 3 кг.

У высокорослых игроков время выполнения простых и сложных зрительно-двигательных заданий замедленно, быстрее наступает утомление и снижается внимание. У высокорослых баскетболистов (свыше 200 см), несмотря на большее потребление кислорода при работе, аэробная производительность на 1 кг массы тела ниже (45 мл/мин./кг), чем у игроков, имеющих рост до 180 см (63 мл/мин./кг). При выполнении напряженных специальных упражнений у баскетболистов высокого роста также отмечены более низкие показатели аэробной производительности по сравнению со спортсменами, имеющими длину тела до 180 см (соответственно 165 мл/мин./кг и 243 мл/мин./кг).

Относительные величины физической работоспособности снижены (у баскетболистов, рост которых превышает 200 см, PWС170 17,2 кгм/кг, у спортсменов с меньшим ростом – 20,0 кгм/кг). У юных высокорослых баскетболистов (180 см и больше) сдвиги со стороны сердечно-сосудистой системы наблюдаются чаще, чем у их сверстников меньшего роста. Более низкий диапазон характерен и для уровня развития скоростно-силовых качеств.

При совершенствовании мастерства высокорослым баскетболистам (особенно юношам) рекомендована тренировка при меньшей ЧСС (в среднем около 150 уд./мин.) и увеличенных интервалах отдыха между отрезками в занятиях.

Тест для оценки проприоцептивной чувствительности в лучезапястных суставах: движение заданной амплитуды при открытых глазах и затем то же движение (бросок) с закрытыми глазами. Чем меньше ошибка, тем выше этот показатель.

Травмы: пальцев кисти, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленного сустава и позвоночно-крестцового отдела позвоночника.

Бокс.

Вид спортивного единоборства с нестандартными движениями переменной интенсивности. Определяющую роль играют быстрота реакции и движения, адаптация к болевым ощущениям. Во время боя мощность работы может соответствовать субмаксимальной. У спортсменов наиболее высоки (по сравнению с представителями других видов спорта) показатели возбудимости и лабильности нервной системы.

При начальном отборе наиболее важное значение имеют состояние здоровья, быстрота, координация движений, распределение и переключение внимания, психологические качества.

При систематической тренировке урежаются пульс, дыхание, снижается АД, уменьшается в покое легочная вентиляция и содержание молочной кислоты в крови. МПК при велоэргометрических нагрузках соответствует 61,3 мл/кг при массе тела спортсмена 48–71 кг и 57,2 мл/кг при массе тела свыше 71 кг.

Во время боя отмечается значительное нервно-эмоциональное напряжение. Энерготраты за 3-раундовый бой – около 200 ккал.

В бою частота дыхания 30–60 в 1 мин., легочная вентиляция до 90 л в 1 мин., потребление кислорода до 2,3 л в 1 мин. После боя ЧСС до 200 уд./мин. (в среднем свыше 180 уд./мин.), систолическое АД 140–200 мм рт. ст., определяется бесконечный тон, кислородный долг – 1,2–2,2 л в 1 мин., уровень молочной кислоты в крови 100–150 мг%. Повышение ЧСС в бою зависит во многом от психического состояния боксера. После соревнований отмечается потеря веса от 0,3 до 3,3 кг, в моче – белок, в крови увеличивается содержание лейкоцитов.

К числу проб со специфическими нагрузками относится “бой с тенью”, удары по настенной подушке за 10 сек.

Травмы: ушибы головы, сотрясение мозга в результате закрытой черепно-мозговой травмы. Потеря сознания (нокдаун и нокаут) возможна после ударов в нижнюю челюсть и переносицу, в область височной кости и сонных артерий, подреберье и солнечное сплетение. Наиболее опасным считается прямой удар в нижнюю челюсть (возникает большое ускорение с сильным вращательным движением головы).

Черепно-мозговые травмы могут привести к посттравматической энцефалопатии. Проявляется в нескольких формах: отсутствие мимики (амимия), дрожание, неправильное положение головы и т. п. (синдром паркинсонизма); спастические параличи и повышенный мышечный тонус, общая слабость (астения); психическая неполноценность. Первые признаки энцефалопатии: недомогание, чувство слабости (главным образом в нижних конечностях), головные боли, головокружение после соревнований; боксер хуже переносит удары в область головы.

Нокаут и нокдаун (“грогги” – нокдаун стоя) могут получить спортсмены, опаздывающие с применением защитных действий. Это следствие ряда причин: дефектов обучения, недостаточной тренированности, сгонки большого веса, форсированной подготовки, повторных нокдаунов, утомления, спаррингов со спортсменами более высокой квалификации, заболеваний и т. п.

Взрослые высококвалифицированные боксеры, перенесшие нокаут, допускаются к тренировкам не ранее чем через месяц; старшие юноши – через 4 месяца, младшие — не ранее 6 месяцев. После двух нокаутов взрослые боксеры могут возобновить тренировку через 3 месяца, а после трех – только через год после последнего нокаута (с разрешения врача-невропатолога). После каждого нокаута спортсмен должен подвергнуться обязательному стационарному наблюдению и лечению.

Важное место при врачебном контроле отводится неврологическому контролю и наблюдению врача-окулиста во время первичных, повторных и этапных диспансерных осмотров при допуске спортсменов к соревнованиям и исследовании после боя.

Борьба.

(классическая, вольная, самбо, дзюдо, национальные виды)

Все виды борьбы характеризуются нестандартными ациклическими движениями переменной интенсивности, связанными с использованием больших мышечных усилий при активном противодействии сопернику.

Мощность работы во время соревновательной схватки может оцениваться как субмаксимальная. Кратковременные скоростно-силовые напряжения при проведении технических действий (приемов) сопровождаются элементами натуживания и задержкой дыхания. В моменты борьбы за захваты преобладают статические усилия соответствующих групп мышц.

Повторное проведение схваток в турнире требует от спортсменов оптимального соотношения аэробной и анаэробной производительности (в соответствии с массой тела, видом единоборства и тактико-техническими возможностями).

Борцов отличает рельефная мускулатура, большой относительный вес, значительные окружности шеи, плеча, грудной клетки и поперечных диаметров, лучшая подвижность диафрагмы по сравнению с подвижностью грудной клетки. Спортсмены одной весовой категории имеют существенные различия в показателях физического развития.

Наиболее сильными являются группы мышц-разгибателей туловища, бедра и стопы. Менее развиты сгибатели стопы, голени и туловища. Для борцов характерны высокие показатели относительной силы, которая уменьшается в ряду весовых категорий. Статическая динамометрия кисти наибольшая у борцов самбо и дзюдо (92 сек.).

В покое тренированным борцам свойственна брадикардия (отношение частоты дыхания к ЧСС 1/3–1/4), низкие величины систолического и в меньшей степени диастолического и среднего АД. Поперечник сердца в среднем 13 см. Объем и площадь сердца у борцов, как правило, превышает стандартные величины. Отмечается гипертрофия правого желудочка, задней стенки левого желудочка и межжелудочковой перегородки. При фазовом анализе – неполный фазовый синдром регулируемой гиподинамии с признаками повышения давления в малом круге кровообращения.

После интенсивной специальной нагрузки (схватки) увеличение ударного выброса происходит не за счет мобилизации механизма Франка-Старлинга (рост остаточного диастолического объема крови), а в результате повышения сократительной функции миокарда.

При увеличенном объеме общих или специальных упражнений, выполняемых в основном в аэробном режиме, мобилизуются механизмы циркуляторной производительности и наблюдается увеличение конечного диастолического объема сердца.

Наибольшие отличия сердца у спортсменов-тяжеловесов по сравнению с другими категориями борцов обусловлены значительным увеличением сердечного (ударного) выброса, величина которого коррелирует с конечным систолическим и диастолическим объемами и массой миокарда левого желудочка.

Уже после первого года тренировки 13–14-летних борцов рост увеличивается на 2–6 см, вес – на 3–8 кг, окружность грудной клетки (в паузе) – на 3–8 см, ЖЕЛ – на 400–700 см3. ЧСС существенно не изменяется, несколько повышается систолическое АД, наибольшие сдвиги отмечаются по данным максимальной вентиляции легких (МВЛ).

Спустя два года наблюдается наибольший прирост силы, урежается сердечный ритм и в ряде случаев снижается величина реакции на стандартную нагрузку пробы. На третий год тренировки – повторный скачок в увеличении силы, уровень реакции ЧСС и АД после скоростных нагрузок пробы снижается или повышается (чаще).

В начальном периоде обучения сдвиги после схваток невысоки (ЧСС – 21–27 уд. за 10 сек., систолическое АД 130–150 мм, диастолическое – 60 мм рт. ст.). Через 6 месяцев тренировки ЧСС после схватки достигает 26–31 уд. за 10 сек., систолическое АД несколько повышается; чаще выслушивается бесконечный тон.

В возрасте 15–16 лет ЧСС после схватки 27–30 уд. за 10 сек., частота дыхания 29–36 уд. за 1 мин., отмечается ступенчатый тип реакции систолического АД. В условиях соревнований выраженность сдвигов у юношей более велика по сравнению со взрослыми (пульс достигает 31–36 уд./мин., резко снижаются показатели силы).

Во время схватки отмечается неравномерность сердечного ритма даже на околопредельных частотах с колебаниями 10–20 уд./мин. Потребление кислорода в разные фазы схватки вариативно (340–370 мл/мин.).

В начале схватки при среднем темпе борьбы частота дыхания 20–35 уд./мин., глубина — 50—65% от ЖЕЛ. К концу схватки при значительном утомлении – 40–60 дыхательных движений в 1 мин. При интенсивной борьбе в партере у нижнего борца поверхностное дыхание (5–10% от ЖЕЛ).

Расход энергии после разминки примерно 6 ккал/мин., при нагрузках умеренной интенсивности – 8,5–9,5 ккал/мин., после больших нагрузок – 13–14 ккал/мин. Уровень молочной кислоты в крови свыше 100 мг%, а содержание сахара – свыше 150–200 мг%.

С ростом спортивной квалификации время двигательной реакции уменьшается. После тренировочных схваток оно сокращается у подготовленных спортсменов, а после больших по объему и интенсивности занятий увеличивается в связи с утомлением.

Травмы связаны с нарушением методики тренировки. Около 40–67% травм – ушибы и ссадины, 20–24% – растяжения связок и мышц. Чаще повреждаются верхние (35–41%) и нижние конечности (21–30%), голова и шея (30%). Основное число травм средней тяжести и тяжелых относится к повреждениям коленного, локтевого и плечевого суставов, позвоночника.

Велосипедный спорт.

Характерны стандартные циклические движения нижних конечностей спортсменов в сочетании со статическим напряжением мышц туловища и верхних конечностей.

Мощность работы может быть максимальной (200 и 500 м), субмаксимальной (1000 м), большой (от 5000 до 20 000 м) и умеренной (100 км и более).

Показатели физического развития спринтеров отличаются от показателей гонщиков на средние дистанции и стайеров. Спринтеры имеют относительно большую окружность грудной клетки, меньшую длину голени и более мощную мускулатуру.

С улучшением тренированности у велосипедистов-шоссейников увеличивается брадикардия и гипотония, улучшается работоспособность, увеличивается объем сердца, систолический объем крови; выражен фазовый синдром гиподинамии, замедляется скорость кровотока. Реакция на стандартную нагрузку отличается меньшей величиной абсолютных сдвигов, лучшим восстановлением, уменьшением атипических реакций.

Сумма пульса в гонке на 150 км составляет примерно 2000 уд./мин. (средний пульс около 162 уд./мин., максимальная ЧСС свыше 200 уд./мин.). ЧСС зависит от частоты педалирования.

Во время гонки легочная вентиляция превышает 120 л в 1 мин., а потребление кислорода – 5 л в 1 мин. После спринтерских гонок наблюдается повышение содержания молочной кислоты в крови свыше 200 мг%. После гонок на дистанцию свыше 50 км наблюдается значительное увеличение содержания молочной кислоты в крови и моче. С потом теряется много хлоридов, а с мочой – фосфатов, появляется белок в моче и т. п. Во время многодневных гонок определяются значительные потери азота.

Травмы: черепно-мозговые в результате падений на большой скорости, переломы костей, обширные ссадины и раны. Продолжительное педалирование с резко согнутым и статически напряженным туловищем может вызвать нарушение осанки, изменения в позвоночнике.

Отмечаются гипертонические состояния как результат перетренировок, а также закрытых черепно-мозговых травм. Нередки изменения ЭКГ с нарушением, как правило, функции возбудимости и проводимости.