19 марта 2021

О сечениях и изображениях вообще

Все умозрение гербов,а наипаче щита, основывается на тех переменах, кои произходят от от употребления в них прямых и кривых черт. Самый щит окружен очертанием, вышеназванным окружною чертою; но на поверхности онаго бывают черты двоякаго рода: — некоторыя из них концами своими касаются до окружности щита, а по сему оной и разделяют, — другия же, недоходя до очертания, не производят в нем совершеннаго деления; хотя между тем сии последния и могут делить токмо части щита. Деление чертами не может иметь более четырех направлений, а имянно: 1.) перпендикулянное (изоб.22.), 2.) горизонтальное (изоб.23.), 3.) косвенное с правой стороны (изоб.24.) и 4.) косвенное с левой (изоб.25). Черты перваго направления делят щит вдоль (изоб.22.), втораго поперег (изоб.23), третьяго косвенно с правой стороны (изоб.24) и четвертаго косвенно с левой (изоб.25). Все сии направлении идут чрез щит или кратчайшим путем (изоб.22-25), или с выгибами (изоб.137-149). За направлениями перваго рода следуют прямыя черты, но не все, а за вторым кривыя, но так же не одне. Я изъясняю сие лучше: всякая прямая черта как в Математике, так и в Гербоведении идет кратчайшим путем, но здесь случаются соединенныя прямыя черты, наприм. прямая, составленная из нескольких с правой и левой стороны косвенных (изоб.38-53 и 70-75). Таковые составленныя прямыя черты идут по щиту подобно кривым, с изгибами всякаго рода, по чему и не принимают кратчайшаго пути; однако же не льзя называть их и кривыми, ибо оне состоят из множества малых прямых. Етьли щит никакими чертами неразделяется, кроме составляющих его окружность, то называется простым (изоб.1-14 и 21); а ежели пересекается многими чертами, то имянуется разделенным (изоб.22 и 27). Окружное очертание само собою заключает уже пространство, но может так же вмещать в себе таковоеж с одною или многими разделяющими чертами. В первом случае щит состоит токмо из одного пространства, то есть, из поверхнности, а в последнем из многих; и тогда не бывает уже простым, но разделенным. Пространство в щите, заключается или токмо в одних окружных очертаниях, либо вместе с сими в одной или многих разделяющих чертах, назовем мы для сокращения в нижеследующих выражениях, частию. Следовательно разделенный щит состоит из многих частей, а простой только из одной, или, в таковом щите часть и поверхность есть одно и тоже.

Естьли щит состоит из многих частей, то должен иметь в себе более одного цвета; иначе бы употребление черт, от коих сии части произходят, было безполезно. А по сему часть простаго щита не более одного цвета иметь может; в разделенном же должно быть оных более. Я здесь говорю не о том щите, который чрез разделение (о чем в своем месте сказано будет) содержит в себе более одного герба. Наприм. бывший Польский, разделенный с гербом Литовским, не можно ставить в пример против принятаго всеми сего правила. Мне надлежало упомянуть о сем для своего оправдания, хотя сие некоторым образом и противно правилам гербоведения.

Цветы могут быть разделяемы в частях щита или так, чтобы один цвет занимал столько частей, сколько и прочие, либо так, чтоб имел места более, нежели прочие. В первом случае произходит разделение щита или сечение, а в последнем знаки почести или гербовная фигура. И так в простом щите не бывает ни сечений, ни гербовной фигуры; разделенный же щит должен вмещать в себе или то, или другое. Из чего явствует, что сечения суть неиное что, как цветы, но в таком только случае, естьли они в щите разделены равно гербовными чертами.

Из всего вышеприведеннаго легко можно определить: в разделенном щите сечение, или гербовная фигура находится? — только надлежит счесть 1.) части того щита, и 2.) число цветов; и тогда ясно откроется, столько ли частей занимает цвет, сколько другия, или более? Первый случай покажет сечение, а последний гербовную фигуру. Наприм. в изоб.26 и 28 представляются две части голубаго и две серебренаго цвета, так же в изоб.29-33 каждый цвет занимает столько частей щита, сколько и прочие; по чему в сем случае имеют место токмо одне сечения. Напротив того в изоб.154 черной цвет находится в одной части, а серебреный в двух; следовательно первый представляет гербовную фигуру; в изоб.161, где голубой цвет занимает одну токмо часть, а золотой остальныя две; по чему первый и означает гербовную фигуру.

Фигура состоит в изображении тела и сходствует с представленным предметом. А по сему гербовная фигура есть изображение находящагося в щите тела. В гербовых щитах примечаются три вещи: — цветы, сечения и фигуры. Цветы не суть гербовные тела, но токмо разкрашение оных. Сечения суть тоже что и цветы, естьли только разделяются в щите ровно гербовными чертами; следовательно в щите, ничего более кроме одного цвета или сечения в себе несодержащем, никакой не бывает фигуры. Почему таковую гербовную фигуру означать можно тем, что находится еще в щите, сверьх цвета и сечений.

Гербовныя изображения состоят или из таких тел, кои особенно гербоведению приличны, или из таких, которыя берутся с природы и от искуства; первыя называются гербовными фигурами или знаками почестей, а последния простыми фигурами.

Место, в коем видна гербовная фигура, называется полем. И так, естьли в одном месте находится одна фигура, то должно быть и одно поле; на против же никакаго поля без фигуры предполагать не можно.

Простой щит состоит только из одной части, а разделенный из многих. А по сему первый имеет одно токмо поле, последний же многия; но в обоих случаях тогда только, естьли в частях щита находится фигура. Ежели в щите, хотя бы он был простой или разделенной, нет никакой фигуры; то оный не имеет равномерно и поля. Щит, несодержащий в себе никакой фигуры, называется пустым; следовательно и не заключает в себе поля. По таковому изъяснению, хотя и не находится в сем щите никакой фигуры, но оной может еще иметь цвет и сечения. Простой пустой щит (изоб.21.) более одного цвета, ничего в себе не содержит; напротив же разделенный (изоб.22) имеет более одного цвета, и одно или многия сечения, и притом сих последних столько, сколько в нем находится частей. Есть пустые щиты, кои по тем же самым причинам хотя и не заключают в себе никаких фигур; но бывают определены к тому, что еще могут иметь в себе одну фигуру. По сему обстоятельству подобные пустые щиты называются ожидающими или заместительными; по чему таковые щиты не совершенно между собою сходны. Они отличаются один от другаго, так как род и порода.

Естьли часть щита или фигура разкрашена на подобие листьев; то сие называется ветвистым. Живописцы, от произвола коих сие зависит, употребляют оное средством для украшения больших частей щита и фигур. При сем они обыкновенно наблюдают правило, что естьли часть щита или фигура золотыя, то сии развесистыя ветви делаются серебреными; в противном же случае всегда золотыми.