06 ноября 2020

Опыт формализации прагматики смысла.

ОПЫТ ФОРМАЛИЗАЦИИ ПРАГМАТИКИ СМЫСЛА

1. смысловые измерения

Введем понятие смыслового измерения. Смысловое измерение (СИ) есть единица смысла. О СИ можно говорить в применении к слову (понятию). Понятие может иметь более, чем одно СИ.

Множество СИ есть множество того, что может быть помыслено. Общее количество СИ конечно, но не известно.

СИ слова могут обозначать свойства объекта - референта данного слова, но могут и не иметь к ним отношения.

Назовем единичным СИ свойство, которое может быть предицировано какому-либо субъекту.

Примеры: существовать, двигаться, светящийся.

Назовем первичным единичным СИ такое, которое не может быть выражено через другие. Первичные СИ независимы. Их можно рассматривать как категории. Количество первичных СИ конечно, но не известно.

Примеры: два, существовать.

Среди единичных СИ есть первичные и не первичные.

Не первичные смысловые измерения не вполне независимы. Они не выражаются друг через друга, но если два из них могут быть частично редуцированы к одному первичному, между ними возможна косвенная связь и при неаккуратном словоупотреблении - взаимозаменяемость.

Назовем не единичным СИ (конечно, и не первичным также) свойство, которое предицируется определенному субъекту в зависимости от других известных его свойств. Понятие "не единичное измерение" самопротиворечиво, так как в нем измерение по существу не является измерением, а несколькими измерениями. Необходимость формулировки этого понятия связана с особенностями функционирования смысла, которое не подчиняется формальным логическим правилам. Не единичные СИ всегда при необходимости могут быть разложены до единичных. Реальная мысль, по-видимому, оперирует ими как единичными.

Примеры: двуногий (редуцируется к "иметь", "два" "нижняя конечность"), находиться на небе (редуцируется к "быть видимым", "небо").

Некоторые СИ выражаются одним словом, некоторые не могут быть так выражены. В том числе, видимо, не всегда могут быть выражены одним словом даже первичные единичные СИ.

Введем понятие многомерного универсума смыслов. Общее количество СИ конечно, но не известно. Оно конечно, поскольку в смысле каждого слова отражается состоявшаяся мысль человечества, но оно не известно, поскольку каждый, кто употребляет данное слово, не может в каждый момент помнить, что именно он знает о

референте этого слова, поэтому он не отдает себе отчет во всех смысловых измерениях, которые имеет это слово.

Общее количество того, что можно помыслить, есть многомерный универсум смыслов. Что именно можно помыслить, не известно. Поэтому не известно общее количество измерений универсума.

Все слова как-то определены в универсуме. О каждом из них это тоже не известно.

2. смысл слова

В каждом СИ каждое слово может иметь или не иметь значение. Если слово никогда не имеет значения в некотором измерении, оно не имеет и самого измерения.

Значения, которые можно иметь в данном измерении, зависят от природы измерения. Измерения бывают 1. типа "да/нет" или 2. допускающие множество значений.

Пример измерения типа "да/нет": "двуногий". Слово "человек" в измерении "двуногости" имеет значение "да", а слово "лошадь" имеет в этом измерении значение "нет". Пример измерения, допускающего многие значения: "цвет". Слово "Альдебаран" имеет значение "красный" (не всегда, а у тех, кто знает, что Альдебаран - это красная звезда), слово "небо" допускает значения "голубое", "серое", "черное", но не "малиновое", слово "волк" - "серый" и т.д.

Какие слова в каком измерении какое значение могут иметь - это каждый раз отдельный вопрос. Он открывает выход на формализацию метафоричности, абсурда и др.

Большинство слов языка определены более, чем в одном измерении. Имеются узкие классы слов, определенные строго в одном измерении.

Пример: числительные определены только в одном СИ, например, числительное "два" имеет значение "да" в измерении "двоичности". В остальных измерениях, как числовых, так и не числовых, оно никак не определено.

Назовем эйдосом слова совокупность измерений, в которых слово имеет значение. Эйдос слова - это

N-мерная величина. Для слов, определенных строго в одном измерении, это одномерная величина.

Для большинства слов языка количество измерений, в которых они определены, не известно. Для сложных понятий оно очень велико, хотя не бесконечно. Например, слово "человек" определено в измерениях "двуногости", "двурукости" и многих других.

Сложное понятие включает в себя смысловые измерения, в которых оно определено явным образом, определено неявным образом, а также не определено. Последние делятся на те, в которых оно может быть определено (пустые) и такие, в которых оно не может быть определено. Измерения бывают пустые и заполненные.

Например, слово "человек" явно определено в измерении "двуногость", неявно - в измерении "иметь 2 почки". Измерения "двукрылости" у слова "человек" нет, в нем это слово не может быть определено. Измерение "быть бегущим" - пустое измерение слова "человек", и это слово в конкретном контексте может быть определено в этом измерении как "да" или "нет".

Назовем множество пустых смысловых измерения измерениями предикации. Множество непустых смысловых измерений мы ранее назвали эйдосом слова. В модальных терминах следует сказать: предикация по пустым измерениям находится в области возможного. По непустым - или в области необходимого, или невозможного.

Как изменяются смысловые измерения слов при переходе от универсалии к имени? По всей вероятности, некоторых из тех, которые были пусты, заполняются.

Возможно ли появление новых смысловых измерений при переходе на уровень ниже? Кажется нет, но не уверена. А при переходе вверх? Не исключено

3. Светлые и темные измерения

Совокупность светлых СИ составляет стандартное, обыкновенное содержание понятия

(я не имею в виду понятие "понятие", "понятие" как термин, которое "формируется по одному признаку". Я имею в виду слово "понятие" в его обычном словоупотреблении - как слово, которое что-то значит, имеет какой-то смысл, более-менее известный тем, кто его употребляет).

Совокупность светлых СИ слова, конечно, имеет тесную связь с характеристиками той вещи, которая называется данным словом. Однако ни в коем случае не следует думать, что они совпадают. Очень значительная часть совокупности характеристик вещи может никак не войти в эйдос соответствующего слова.

Например, звезда может быть определена по расстоянию от солнца, по спектральным характеристикам, по возрасту, классу и т.п. Альдебаран, если я не ошибаюсь - это звезда класса К. При этом в эйдос (совокупность смысловых измерений) слова "звезда" не входят такие измерения, как "спектральный класс" и даже "расстояние от Солнца". Отдельный носитель языка может знать, что звезды расположены во Вселенной дальше и ближе к Солнцу, но и у него смысловое измерение "дальности

от Солнца" обычно не входит в число пустых измерений слова "звезда". Зато у слова "звезда" всегда есть пустое измерение "яркости". Поэтому словосочетание "яркая звезда" воспринимается как обычное, а сочетание "близкая звезда" - как странное, сообщающее некую необычную информацию (конечно, вне контекста научно-фантастических произведений; о важности контекста для активизации разных смысловых измерений нужно говорить отдельно).

Итак, совпадение "смыслового измерения слова" и "свойства вещи" возможно, но не обязательно.

4. Предикация в смысловых измерениях

Рассмотрим предикацию

S есть P. Поскольку и S, и P - это слова, у каждого из них есть свой эйдос, состоящий из некоторого числа светлых и темных СИ. Если предикат - это свойство, то хочется надеяться, что у него только одно светлое СИ (красный, двуногий, бежать и т.п.). Если оба существительные (Сократ - человек), то светлых СИ обязательно намного больше.

Рассмотрим сначала простейший случай.

S - существительное с некоторым числом светлых СИ, некоторые из которых пустые, другие - заполненные. P - свойство (прилагательное или глагол), имеющее одно светлое СИ. Это СИ совпадает с одним из пустых светлых СИ S. (И у S, и у P имеются темные СИ. Некоторые из них, возможно, пустые, другие - заполненные.)

Акт предикации изменяет состав значений СИ

S.

Примеры: Человек двуног, человек имеет две почки, человек бежит.

S - человек. Измерение "двуногости" у этого слова светлое и заполненное, измерение "иметь две почки" темное, измерение "бежать" - светлое и пустое.

Предикации в предложениях обычной речи осуществляются по пустым СИ слов.

Человек бежит / не бежит. Возможна предикация по заполненному СИ. Если оно светлое - это тавтология (предицируется то, что и так известно, человек двуног) или нонсенс (предицируется обратное, человек не двуног). Если оно неявное, то это более-менее содержательное высказывание, или истинное (у человека две почки) или ложное (у человека не две почки). Если измерение невозможное (для человека двукрылость), это абсурд (у человека два крыла) или странное утверждение (у человека не два крыла).

Предикация обогащает субъект не только каким-то значением в некотором пустом светлом СИ, но и значениями в темных СИ. Более того, в темных СИ могут быть не только присваивания значений по уже существовавшим ранее СИ, но и присваивание самих темных СИ, если они были у предиката и не были у субъекта. Это может изменить эйдос слова-субъекта.

Может ли это изменить эйдос предиката?

5. Сюжет текста, история слова

Из предикаций составляются сюжеты текстов и слагаются истории слов.

Сюжет текста в простейшем случае может быть формализован так: некий субъект

S или несколько субъектов S1, S2 ... Sn в начале текста имеет много пустых светлых СИ; каждое предложение текста есть предикация какому-либо субъекту какого-либо свойства; в конце текста многие из измерений, бывших пустыми, заполняются. Если текст художественный, субъекты - как правило, индивиды. Если текст научный, субъекты - как правило, общие понятия.

Поскольку очень многие предикации обогащают эйдос слова темными СИ, пришедшими из предикатов, и впоследствии эти темные СИ живут вместе со словом и с ним традируются, каждое слово несет с собой груз своей истории (он часто разный у разных носителей языка). В каждую следующую предикацию слово вступает, будучи нагружено значениями в СИ, и эти значения могут конфликтовать между собой и с (темными или светлыми) СИ очередного предиката. Особенность этого

конфликта в том, что он, хотя по существу носит логический характер, у человека логике не доступен: он имеет место в бессознательной сфере.

6. Антипредикация

Когда конфликт между противоречащими друг другу предикациями в темных СИ достигает определенного предела

(например, некоему S, имеющему постоянное значение в некотором темном СИ, систематически предицируется предикат, имеющий противоположное значение в том же СИ), (понятие "предел конфликта" требует отдельной разработки) возникает особый тип логического умозаключения. Назовем его антипредикацией. Оно состоит в том, что, во-первых, данное темное СИ переводится на светлый уровень особым актом предикации ("данное СИ есть", "данное СИ есть возможный предикат какого-либо субъекта"); во-вторых, данное СИ выводится из эйдоса данного субъекта. Антипредикация вычеркивает некое свойство из списка свойств, предицированных ранее.

Формально антипредикация представляет собой предикацию с отрицанием, причем ее субъект - общее понятие, а ее предикат - единичное СИ. Строгая антипредикация имеет своим субъектом первичное единичное СИ.

"Человек не разумен" - обычная антипредикация, "истины нет" - строгая антипредикация (истинная или нет - не известно, это зависит от эйдоса слова "истина" в ситуации конкретного дискурса). "Колумб не первооткрыватель пути в Индию" - строгая антипредикация, которая как антипредикация существовала в логике до тех пор, пока полагали, что Колумб открыл Индию, и в эйдос слова Колумб входило СИ "быть первооткрывателем Индии", но это перестало быть антипредикацией и стало обычной предикацией с отрицанием после того, как в эйдос "Колумб" перестали включать СИ "первооткрыватель Индии".

Антипредикация очищает дальнейшие операции с данным словом от противоречий. Она показывает, что данное СИ не входит в эйдос этого слова. Возможно, оно открывается как светлое и пустое - тогда свойства реального единичного объекта в этом СИ можно специфицировать прилагательными.

Антипредикация работает со словами, а не с реальными объектами, и ее субъекты - всегда общие понятия. Она уменьшает в их эйдосах количество темных измерений. Косвенным образом она может влиять на познание внешних объектов (денотатов этих слов).