Уши. Заостренные уши, козлинообразные лицо и ноги - атрибуты ПАНА и САТИРА. Ослиные уши, растущие на человеческом лице, см. ОСЕЛ. Петр (апостол), отсекающий ухо, см. ПРЕДАТЕЛЬСТВО.
Ассоциируется со спиралью, витой раковиной и Солнцем. Этим можно объяснить странное, на первый взгляд, представление о рождении из уха, поскольку раковина - символ рождения, связанный^ вульвой. Карма, сын бога Солнца Сурьи, родился из уха своей матери. Раковина также рассматривалась как талисман, помогающий легким родам. Ухо слышит "слово" творения и ассоциируется с дыханием жизни. В египетском символизме правое ухо воспринимает "дыхание жизни", а левое - "дыхание смерти". В христианском искусстве Дух Святой иногда бывает представлен в виде голубки, влетающей в ухо Девы Марии. Уши богов, королей и всех животных или рептилий, приносящих дождь, связаны со спиралью. Удлиненные мочки уха на изображениях индуистских, буддийских или китайских персонажей означают царское происхождение либо духовную власть и величие. Они являются одним из "благоприятных знаков" в китайской религии. Острые стоячие уши ассоциируются с Паном, сатирами и бесами. Ослиные уши появляются на шутовском колпаке и являются атрибутом Мидаса, означая глупость.
Человеческое ухо — один из символов предательства Христа, а поэтому и Его страстей. В главе 18:10 Евангелия от Иоанна, где описано, как слуги Каиафы схватили Христа, говорится: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо».
Символическая связь между ухом и оплодотворением встречается как в некоторых африканских культурных традициях (где ухо имеет отчетливое сексуальное значение), так и в христианстве (ранние христиане полагали, что Христос был зачат Святым Духом через ухо Дев ы Марии; поэтому на многих изображениях сцены Благовещения голубь сидит на плече Богородицы у самого уха). В Китае, Индии и в империи инков длинные уши считались символом мудрости или высокого положения.
- в символическом плане на редкость значимая часть тела. "Через слушание ухом потрясается душа человека" (Хильдегард Бингенская). Со времен античности ухо считалось местопребыванием памяти, и в раннесредневековом искусстве зачатие Иисуса иногда наивно изображалось в виде проникновения голубя, Святого Духа, в ухо Богородицы. Сходство ушной раковины с изгибами улитки (анатомически речь идет о "геликс" и "антигеликс") производит символическое объединение ухо - улитка - рождение (выход тела улитки из раковины), и в некоторых легендах и боги и герои рождаются из уха своей матери. Во многих культурах мочки уха прокалываются или просверливаются, чтобы нацеплять деревянные круги, нефритовые колышки (см. Жад), золотые подвески и другие драгоценности, почему сильно удлиненные мочки уха часто рассматривались как символ благородства и заслуг: испанские завоеватели называли представителей знати царства инков в Древнем Перу "болыпеухие". Напротив, в Европе "ослиные уши" царя Мидаса и нерадивых в учебе учеников являются предметом насмешки. Есть народные выражения со словом "ухо": "по уши" (быть в долгах или влюбиться), "навострить уши" (как, например, собака и кошка) и др. В старых описаниях земли несоразмерно длинные уши приписывались диким людям (дикарям), которые живут вне культурной области и могут закутываться в свои уши, как в мантию. Звон в ушах понимался у античных пифагорейцев как сигнал божественного внушения, кроме того - что имеет место и в настоящее время - как признак того, что человеку, у которого звенит в ухе, в его отсутствие "перемывают косточки".